Кто из православных церквей едет в Амман?

05:00, 27 Фев, 2020
Анна Федорова

В Аммане 26 февраля началась важная встреча представителей поместных православных церквей. На ней высокопоставленные святые отцы должны прийти к единой точке зрения относительно кризиса, к которому привели действия патриарха Варфоломея, возглавляющего Константинопольский патриархат. Напомним, в РПЦ всячески осуждают признание украинских раскольников. Форум является не экстренным, поэтому организаторы готовились к его проведению в течение многих месяцев. Неоднократно известные политики пытались взять под контроль данный Собор, но церковь продемонстрировала, что она далека от международных отношений.

Кто из православных церквей едет в Амман

Значительная часть Поместных Церквей отказалась от приезда на иорданскую встречу. Некоторые не считают данный форум слишком авторитетным, а другие не хотят ссориться с Константинополем из-за «украинского» вопроса. Митрополит Илларион (в миру Алфеев) сообщил журналистам Интерфакса, что не считает встречу менее важной из-за отсутствия на ней некоторых церквей. Можно оправдать ситуацию в Аммане аналогичным Критским собором, когда сразу четыре церкви не приехали по приглашению патриарха Варфоломея. Несмотря на отсутствие весомых участников, патриарх все равно провел мероприятие. Решения Собора, которые были приняты большинством, являются обязательными для исполнения.

Илларион сообщает, что во время встречи в Аммане 26 февраля не планируется принятие каких-либо основополагающих решений. Для РПЦ крайне важно было обсудить в братском кругу существующие противоречия, попробовать совместно найти пути возможного выхода из сложной ситуации. Иерарх Московского патриархата утверждает, что сейчас особенно важно обсуждать проблемы в любом из возможных форматов — двухстороннем, трехстороннем или в кругу всей православной семьи.

Известно о том, что только четыре поместных Церкви из 15-ти готовы представить Предстоятелей для встречи, которая состоялась в Иордании. На ней присутствует Иерусалимский патриарх Феофил, а также Сербский патриарх Иреней, Московский патриарх Кирилл и митрополит Ростислав, представляющий земли Чехии и Словакии. От Румынской и Польской церквей на встречу приехали делегации, состоящие из архиереев. Патриарх Варфоломей, представляющий Константинополь, сразу отказался от участия во встрече в Аммане. По его словам, только у него есть право созывать Собор. Услышав его точку зрения, также не захотели ехать представители ряда греческих церквей, среди которых Александрийская, Элладская и Албанская. На Соборе будут отсутствовать патриархи Антиохийского патриархата, а также Кипрской, Грузинской и Болгарской Церквей.

Встречу будет сопровождать уникальная обстановка, ведь православные молитвы в Аммане часто звучат под сопровождение намаза, звучащего с минаретов. В этой атмосфере представители нескольких поместных церквей будут обсуждать насущные проблемы, стоящие перед православным миром. В то же время, еще несколько веков назад этот город носил имя Филадельфия. Тогда греческий полис имел огромную христианскую общину. Тем не менее, сегодня здесь мало что напоминает о былых временах, так как подавляющее количество населения — мусульмане. При этом, эта территория является канонической для Иерусалимской церкви.

Патриарх Феофил еще в прошлом году призывал все православные церкви собраться у него в гостях, чтобы за общим столом переговоров решить, как в дальнейшем будут распределяться канонические территории. Еще два годы назад гармония в мире христиан была нарушена решением патриарха Варфоломея, который заявил о претензиях относительно украинской православной общины. В соответствии с его распоряжением были легализованы местные раскольники, получившие томос из рук Патриарха. Передав грамоту об автокефалии, Варфоломей нарушил одно из главных правил, согласно которому распределялись зоны юрисдикции между поместными церквями. Много веков назад Украина была передана в вотчину Русской православной церкви. Таким образом, лишь у Московского патриархата имеется юридический инструмент, чтобы избавить украинских самосвятов канонического запрета и предоставить независимость.

Истинные причины отказа от Амманской встречи

Во всех поместных Церквях сейчас признают существование межконфессиального конфликта. Тем не менее, Фанар сохраняет удивительное спокойствие и не признает проблемы. При этом в результате непонимания сейчас страдают все христиане. Конфликт не сможет разрешиться сам собой. По этой причине крайне важны братские встречи, на которых будут обсуждаться проблемы. Ведь крайне важно, чтобы на православных территориях царил мир и понимание. Как можно воспринимать оправдание «отказников»? Можно выделить несколько тезисов:

  • Так как в Аммане собирается большое количество Предстоятелей, можно данную встречу воспринимать, как полноценный Собор.
  • Благодаря проведению такой встречи развеивается многовековой миф о том, что право организовывать Соборы имеет лишь Константинопольский Патриарх. Подобную мысль по-прежнему поддерживают на Фанаре, а также представители Кипра, Албании и Греции.
  • Решения, которые могут быть приняты во время Собора, могут развеять миф о том, что фактическая власть находится лишь у «греческих» церквей. Подобный сценарий явно не по душе их представителям.
  • Участники Собора в результате кардинальных решений могут пойти на прямой конфликт с патриархом Варфоломеем.
  • Наверняка во время встречи будет обсуждаться вопрос относительно работы нынешнего патриарха. Будут раскритикованы новые течения, которые вводит в богословии Фанар. К примеру, может быть подвергнуто сомнению право Константинополя собирать Соборы и даровать автокефалии.

Можно вспомнить и о влиянии США на современную церковь. Но куда важней встреча в Аммане, которая может положить начало будущему православия. Ведь у многих специалистов создается впечатление, будто третьи силы заинтересованы в разрухе христианского мира.

Отметим, что патриарх Варфоломей, а также послушные ему Церкви сделали все, чтобы Собор не состоялся. Но они не в состоянии отменить братскую встречу. Если бы встреча была организована по каноническим обрядам, Собор мог бы стать причиной серьезного разрыва среди православных Церквей. Поэтому исключительно братский формат диалога говорит о всестороннем желании достичь основной цели — добиться понимания и примирения между сторонами.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *