Может привести к смерти: учёные заявили о мощной атаке из космоса

12:35, 08 Авг, 2023
Владислав Висл
источник фото: rg.ru

Ведущие астрофизики всего мира бьют тревогу по поводу космических явлений, способных нанести вред живым организмам, включая людей, — сообщает авторитетное издание «Лайф». В своих недавних публикациях они акцентируют внимание на инцидентах, которые могут привести к резкому ухудшению здоровья или даже смерти.

Специфика космических угроз: какие опасности таит Солнце

Исследователи из международных научных центров поделились результатами исследований, связанных с корональным выбросом солнечной массы, произошедшим 28 октября 2021 года. Это явление, во время которого происходит выброс огромного объёма солнечной плазмы, получил название протуберанец. Эти «языки» плазмы, вырываясь с поверхности Солнца, могут достигать десятков тысяч километров в высоту, преодолевая горячие слои солнечной короны.

Когда эти заряженные частицы покидают солнечную корону, они могут не вернуться обратно, а отправиться в космическое пространство. Попадая на Землю, они разрушают атомы, превращая их в ионы, что влечёт за собой радиационное воздействие, измеряемое в греях, как выяснили журналисты ресурса pronedra.ru.

По данным Европейского космического агентства, доза радиации в 700 миллигре может вызвать лучевую болезнь и разрушение костного мозга, а при 10 греях смерть становится неизбежной в течение двух недель. Исторический пример такой опасности был зафиксирован в августе 1972 года в рамках программы «Аполлон», когда на Луне наблюдались показатели в 10 грей, однако на тот момент астронавты уже покинули лунную поверхность.

Отмечается, что Луна, в отличие от Земли, не имеет защиты в виде атмосферы или магнитного поля, что делает её особенно уязвимой для солнечных частиц. В то же время, несмотря на защитные слои Земли, интенсивные солнечные выбросы могут достигать её поверхности, что подтверждается более чем 70 случаями с 1940-х годов, при этом событие 2021 года стало 73-им по счёту.

Современные технологии позволяют отслеживать уровень радиации не только на Земле, но и в околоземном пространстве, а также на других небесных телах, таких как Луна и Марс. После коронального выброса 2021 года были зафиксированы следующие уровни радиации: на земной орбите – 10 миллигреев, на поверхности Земли – незначительное количество, на лунной орбите – 31 миллигрей, на Луне – 17 миллигреев, на орбите вокруг Марса – 9 миллигреев, на Марсе – 0,3 миллигрея. Хотя эти цифры не вызывают немедленной тревоги, ученые предупреждают о потенциальной опасности даже таких относительно низких доз радиации.

В Российской академии наук также звучат опасения: специалисты Института медико-биологических проблем РАН указывают, что астронавты на Международной космической станции (МКС) подвергаются радиационному облучению, сопоставимому с ежедневным получением шести рентгеновских снимков. При этом каждая из шести лунных миссий астронавтов подвергалась уровню радиации, схожему с тем, что они получили бы на МКС за две-четыре недели работы.