На территории Польши археологи нашли черепахоносорога

06:45, 26 Ноя, 2018
Анна Федорова

Авторитетный научный журнал Science поведал о том, что археологи Томаш Сулей из палеонтологического института Польской академии наук в Варшаве и Гжегож Нидведцки из Шведского Уппсальского университета поделились своим открытием. Оно заключается в их уверенности, что на нашей планете 200-250 млн лет назад жили травоядные животные размером с современного африканского слона.

Исходя из найденных на территории Польши окаменевших останков этого монстра, обитавшего в Триасовом периоде, ученые смогли сделать детальное описание его внешности. Дицинодонт Lisowicia bojani (так они определили вид животного) относился к классу травоядных, и при длине 4,5 метра и высоте около 3 метров имел солидный вес  – около 9 тонн.

Этот гигант, считают ученые, был прямым предком современных млекопитающих, но при этом был обладателем клюва черепахи и подобием рогов, как у носорога, или бивней у слона. Среди всех существовавших в период позднего триаса позвоночных, дицинодонт был, пожалуй, первым, кто приспособился к «вегетарианской» пище.

Открытие было сделано в небольшой польской деревушке, и это большая редкость, потому что подобные находки уже обнаруживались ранее на территории континентов Америки, Азии и Африки, где, предположительно, и обитали в основном эти животные.

Чем необычны останки дицинодонта

Останки найденного на территории Польши дицинодонта считаются самыми древними из всех, что были найдены ранее. И этот факт опроверг теорию о том, что они не могли существовать в эпоху динозавров. По всеобщему убеждению, в период триаса млекопитающие уже имели размеры намного меньше, чем у ископаемого гиганта. Что же, всем свойственно ошибаться, и дицинодонт тому подтверждение.

Конечно, в тот период уже имели место для существования и более мелкие животные, прародители нынешних млекопитающих. Но этот вид, видимо, подвергся эволюционным изменениям, ища защиту от грозных динозавров.

У найденного травоядного гиганта заметно видоизменены передние конечности. Они расположены уже как у современных животных, в нижней части грудной клетки, а не по бокам, как у рептилий. Такое расположение способствует большей мобильности и, следовательно, выживанию. Задние конечности еще не претерпели изменений и имели прямую несгибаемую форму.

Судя по костям, найденные останки принадлежали очень молодому организму, хотя размеры его и довольно внушительны.

Известны и некоторые другие достижения археологов, к примеру, удачная находка окаменелой беременной самки динозавра позволила проанализировать данные о внутриутробном развитии древних предков животных. Еще находки позволили проследить, как происходило у млекопитающих развитие позвоночника.