Огромная чёрная дыра, крупнейшая в галактике, скрывается возле Земли

03:30, 22 Апр, 2024
Алиса Бронская
Источник фото: ИноСМИ

Возле Земли обнаружена огромная черная дыра, являющаяся самой крупной в галактике. Ученые отмечают, что данный объект скрыт, и его существование можно заподозрить только по необычному поведению звезды, захваченной гравитацией черной дыры. Об этом сообщает life.ru

Поглотила 33 Солнца: возле Земли скрывается огромная чёрная дыра, крупнейшая в галактике

Недавно астрономы изучали новые данные, полученные с космического телескопа Gaia, который находится в полутора миллионах километров от Земли и наблюдает за галактикой, а также ищет экзопланеты у других звезд. В ходе исследования они обнаружили нечто необычное в направлении созвездия Орла.

Там находится небольшая карликовая звезда, которая сама по себе не вызывает особого интереса, однако ведет себя очень необычно. Её поведение представлено в специально созданной анимации, где видно, что звезда вращается вокруг чего-то невидимого. Для наглядности это «что-то» показано в светящемся обрамлении, но на самом деле звезда совершает эллиптические орбиты вокруг пустого пространства.

Черная дыра фото

Источник фото РИА Новости

Конечно, звезда вращается не так быстро, как показано в анимации: один полный оборот она совершает за более чем 11,5 года. Среднее расстояние от центра вращения до звезды примерно в 16 раз больше, чем расстояние от Земли до Солнца, то есть она находится чуть ближе Урана. Для сравнения, Уран совершает один полный оборот вокруг Солнца за 84 земных года. А тут звезда оборачивается вокруг неизвестного объекта примерно на таком же расстоянии, совершая один полный оборот за 11 лет. По гравитационному воздействию на звезду астрономы рассчитали, что она удерживается объектом массой почти в 33 массы Солнца.

Поскольку этот объект при таком «весе» абсолютно невидим, вывод один: это черная дыра. Причем она является самой массивной черной дырой звездной массы, когда-либо обнаруженной в нашей галактике Млечный Путь. Хотя на данный момент известно лишь около двадцати таких черных дыр, эта превзошла предыдущего рекордсмена, черную дыру в созвездии Лебедя массой в 21 Солнце.

Кроме того, это одна из ближайших к Солнечной системе черных дыр. Расстояние до нее составляет 1924 световых года. Ближе к нам, согласно текущим подтвержденным данным, только черная дыра в созвездии Змееносца — Gaia BH1, имеющая массу почти в десять Солнц и находящаяся на расстоянии 1545 световых лет от Земли. Хотя эти расстояния абсолютно безопасны, вызывает вопросы тот факт, что вокруг этих черных дыр отсутствует светящийся аккреционный диск — диск захваченной материи. Обнаружить их астрономам удается только благодаря наличию у них звезд-компаньонов.

Следовательно, если поблизости от нас существует одиночная черная дыра без аккреционного диска, то наши шансы ее заметить крайне малы. Единственный способ — по искривлению света других звезд, вызванному гравитационным линзированием.

На самом деле эта черная дыра далеко не самая крупная за всю историю и даже не самая массивная в галактике. Самая большая и тяжелая черная дыра в нашей галактике находится в центре Млечного Пути. Она имеет массу в четыре миллиона Солнц и диаметр, примерно равный орбите Меркурия. И это тоже не самое впечатляющее явление, с которым сталкивались астрономы. Например, известная первая в истории сфотографированная черная дыра в центре галактики M87 размером со всю Солнечную систему и массой в миллиарды Солнц. Такие сверхмассивные черные дыры образуются в результате слияния звезд, поглощения все большего количества вещества.

Черные дыры звездных масс — это бывшие ядра звезд. Каждая из них когда-то была термоядерным реактором внутри очень массивной звезды. Когда термоядерный синтез прекратился из-за отсутствия топлива, ядро начало сжиматься под собственным гравитационным воздействием. В конечном итоге звезда взорвалась сверхновой, и оболочка звезды была сброшена. А ядро настолько сжалось, что его вещество уже не могло сохранять состояние атомов, субатомных частиц или даже кварков, выходя за пределы нашего понимания «материального» состояния.

Если ядро звезды, превратившееся в черную дыру, имеет массу 33 Солнца, вероятно, при жизни вся звезда в целом имела массу около сотни Солнц. Однако ученые затрудняются понять, как при этом ядро могло остаться настолько массивным. Дело в том, что по мере «горения» термоядерного топлива (водорода) в ядре звезды его масса должна уменьшаться, так как должны выходить более тяжелые элементы, возникающие в результате реакций, то есть элементы тяжелее гелия. Единственное, что астрономы могут предположить, — это то, что в некоторых звездах по каким-то причинам более тяжелые элементы практически не образуются, вместо этого остается преимущественно гелий. В результате ядро сохраняет свою первоначальную массу до конца жизни звезды и превращается в массивную черную дыру.