Не хотели канонизировать: почему Серафима Саровского «с задержкой» причислили к святым

14:36, 30 Июл, 2024
Евгения Комарова
Источник фото: oum.ru

Сегодня, 30 июля, исполнилось 270 лет со дня рождения Прохора Мошнина, сына купца Исидора Мошнина. Однако он лучше известен как святой Серафим Саровский. Свой статус представитель купеческой династии получил не без препятствий. Почему Саровского не хотели канонизировать, сообщает издание «Аргументы и факты».

Из Мошнина в Саровского

Круто изменить жизнь, уйдя от мира, Прохор решил в 32 года. Он перешел в иноческий постриг, получив имя Серафим. Сменив фамилию на прозвище, которое впоследствии прославит малоизвестную мордовскую речку Саровка, он стал известным как Серафим Саровский.

Серафим Саровский — один из самых известных и почитаемых русских святых. Он жил в начале XIX века и скончался в 1833 году, пережил ряд крупных исторических потрясений, включая войну 1812 г. Однако Серафим оставался удаленным от этих событий, словно не замечая их. Самоизоляция от политической жизни создавала определенные трудности на пути к его канонизации.

Канонизировать не хотели

В начале XVIII века Церковь находилась под значительным давлением светских властей. С введением Петра I патриаршество было упразднено, и Церковь фактически стала госучреждением, что требовало от неё реальных результатов. Эти перемены также оказывали влияние на процесс канонизации, усложняя признание святого.

В эпоху правления Петра I и его преемников приходские священники рассматривались как важные хранители идеологического порядка в обществе. Они обеспечивали духовную опеку и способствовали поддержанию нужного настроя среди народа, приводят комментарии экспертов журналисты pronedra.ru. В то же время к монашескому сословию Пётр I относился крайне критично, считая, что многие здесь ведут паразитический образ жизни. Екатерина II продолжила политику Петра I, проведя масштабную Секуляризационную реформу, в рамках которой церковные и монастырские земли были переданы в государственное владение. Число монастырей урезали более чем в 2 раза.

Решение стать монахом потребовало от Мошнина силы духа. Процесс характеризовался сложностью и требовал официального выхода из мирского сословия и перехода в духовное. Последнее освобождалось от налогов. Прохор Мошнин, будучи молодым купцом, сталкивался с высокими налогами, и для его ухода в монастырь было необходимо не только медицинское заключение о состоянии здоровья, но и согласие курских купцов на перенимание на себя его финансовой нагрузки. В то время как святость и религиозные порывы ценились, финансовые затраты на содержание монаха вызывали серьёзные затруднения среди его коллег по сословию.

Сложности канонизации и успех для Саровского

Источник фото: pravmir.ru

За причисление к святым отвечал Святейший Синод (светская структура), возглавляемый обер-прокурором. Этот процесс продвигался медленно и неохотно. Канонизации за 200 лет удостоилось только 5 человек, «полезных» для государства.

В период правления Романовых сохранялся культ Петра Великого, и каждый новый император ощущал необходимость продолжать его дело. В этом контексте установка Петра I о том, что монахи являются тунеядцами, оставалась актуальной. Таким образом, канонизация обычного монаха представлялась почти невозможной. Не обращая внимания на народное признание и почитание Серафима, официальный процесс канонизации начинался только в 1883 г., когда император Александр III начал отдаляться от политики Петра I, заявив о своей приверженности святой православной традиции.

Канонизировали Серафима Саровского только в 1903 г. Процесс занял 20 лет. Его завершение было встречено бурной радостью верующих. В Саровскую обитель собрались более 150 000 человек, что подчеркивало значимость события не только из-за чудес и пророчеств, связанных с Серафимом.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *