«Оливье не связано с загробным миром»: почему священники призывают отказаться от суеверий о поминках

00:38, 08 Окт, 2025
Ирина Валькова
Пришли в церковь
Иллюстрация: freepik.com

В российском обществе до сих пор сохраняется множество суеверий, связанных с похоронными обрядами и поминками. Одно из самых устойчивых — запрет забирать еду с поминального стола домой. Однако, как отметил священник Владислав Береговой, руководитель отдела по культуре и взаимодействию со СМИ Песоченской епархии, подобные предубеждения не имеют под собой никаких оснований ни в церковной традиции, ни в духовном смысле.

Еда с поминок — не «заражена смертью»

По словам отца Владислава, идея о том, что «смертность» будто бы может передаваться через предметы или пищу, имеет чисто языческие корни и основана на страхах, а не на вере.

«В околоцерковном народе бытует болезненное мнение, что смерть, как вирус, передаётся через предметы, соприкасавшиеся с похоронами. Это, конечно, безумие. Чем меньше человек знает основы своей веры, тем больше вокруг неё появляется суеверий», —

пояснил священник.

Он подчеркнул, что если после поминок осталась еда, её можно спокойно забрать домой: в этом нет ничего греховного или «оскверняющего».

«Если вы не рассчитали и заказали больше, чем съели, смело берите остатки с собой. В этой еде нет ничего сакрального. Салат оливье никакой своей горошинкой не связан с загробным миром», —

добавил отец Владислав.

Поминки — это не застолье, а форма милостыни

Первоначально христианская традиция поминок не предполагала застолья для близких. Смысл этого обряда заключался в другом — в милосердии и молитве. Родственники усопшего должны были накормить нуждающихся во славу Божию, а те, в свою очередь, молились об упокоении души умершего.

«Поминки — это форма милостыни за усопшего. Но сегодня круг “облагодетельствованных” часто ограничивается родными, а сама идея духовной поддержки теряется. Молитва перед и после трапезы, к сожалению, всё чаще забывается», —

отметил священник.

Что действительно считается грехом

Если забирать еду с поминок — допустимо, то вот другая широко распространённая традиция — «рюмка водки на могиле» — категорически противоречит православным нормам. Пьянство, особенно в контексте памяти об умерших, Церковь называет грехом. По словам священников, этот обычай уходит корнями в советские времена и не имеет ничего общего с христианством.

Суеверия вместо веры

Слова отца Владислава Берегового отражают более широкую проблему — подмену подлинной веры суевериями и «народными интерпретациями». Многие россияне по привычке следуют обычаям, не задумываясь об их происхождении, а иногда даже спорят со священниками, оправдывая свои действия словами:

«Так делали наши бабушки».

Но, как подчёркивает Береговой, истинная вера — это не страх перед «нечистой энергией» и не следование мистическим табу, а осознанное участие в духовной жизни. Поминки — не мистический ритуал, а возможность проявить любовь, сострадание и молитвенную память об ушедших.

Священники призывают россиян пересмотреть отношение к похоронным традициям, отделить культурные обычаи от суеверий и помнить: главное в поминках — не салаты и рюмки, а молитва, доброта и память.

Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали, что священник объяснил, почему выпивка на поминках — тяжкий грех перед Богом

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *