Платное образование для детей мигрантов: новая инициатива Госдумы и общественный резонанс

В российском обществе разгорается новая волна дискуссий после заявления председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова. В эфире радиостанции «Говорит Москва» он предложил предоставить школьное образование детям мигрантов исключительно на платной основе. Эта инициатива уже вызвала широкий общественный резонанс, затронув болевые точки в сфере образования, миграционной политики и социальной справедливости.
Суть предложения
Ярослав Нилов, представляющий ЛДПР, выразил мнение, что дети мигрантов, не владеющие русским языком на достаточном уровне, не должны обучаться в российских школах за счёт государственного бюджета. Он подчеркнул, что налогоплательщики не обязаны оплачивать образование для тех, кто не является гражданином страны:
«Не могут — значит, едут домой и ждут своего родителя. Необходимо только на платных началах такие услуги образовательные предоставлять. Почему мы должны своими налогами содержать в наших школах иностранных детей?», —
заявил Нилов.
Также он предложил сократить число попыток сдачи экзамена по русскому языку для поступления в школу.
Контекст: языковое тестирование и статистика
С 1 апреля 2025 года в России введена обязательная языковая проверка для детей мигрантов перед зачислением в общеобразовательные учреждения. По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, минимальные знания русского языка являются необходимым условием для успешного обучения и адаптации ребёнка в школьной среде.
Вячеслав Володин, спикер Госдумы, ранее сообщил, что по итогам тестирования из 1 762 детей мигрантов экзамен сдали только 27. Эти цифры стали поводом для обсуждения эффективности новых мер и целесообразности присутствия иностранных детей в системе государственного образования.
Общественная реакция
Предложение Нилова вызвало резкую поляризацию мнений. Часть общества поддерживает ужесточение условий для мигрантов, ссылаясь на необходимость сохранения качества образования и недопустимость перегрузки школ. Однако многие эксперты, правозащитники и педагоги считают такую меру дискриминационной и противоречащей Конституции РФ, которая гарантирует доступность образования для всех детей, независимо от гражданства.
Мария Бурова, эксперт по образовательной политике:
«Российская школа — это не только место обучения, но и инструмент интеграции. Отказывать детям в праве на образование — это шаг назад, к сегрегации. Мы не решим проблему незнания языка, выталкивая этих детей за пределы системы».
Алексей Кожевников, правозащитник, специализирующийся на правах мигрантов:
«Такое предложение нарушает принципы прав человека и международные обязательства России. Ребёнок не виноват в гражданстве своих родителей. А государство, напротив, должно создавать условия для адаптации и обучения».
Юридическая сторона
Российская Конституция (ст. 43) гарантирует право на образование каждому. Также РФ является участником Конвенции о правах ребёнка, где чётко прописано: образование должно быть доступным для всех детей, независимо от происхождения. Однако закон об образовании допускает нюансы в подходах к обучению иностранных граждан, что и становится юридическим «окном» для подобных инициатив.
Что дальше?
Инициатива Нилова пока не оформлена в виде законопроекта. Однако её обсуждение может стать катализатором для изменения подходов к миграционной политике в сфере образования. При этом ключевой вопрос остаётся прежним: будет Россия строить политику интеграции или изоляции?
Очевидно одно: судьба тысяч детей-мигрантов, которые уже находятся в стране, зависит от того, насколько гуманным и дальновидным окажется законодательный подход. Образование — это не привилегия, а фундамент для будущего. И то, как государство относится к самым уязвимым его участникам, является точным индикатором уровня цивилизованности общества.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что Хабаровск закрывает для детей мигрантов доступ в детские сады