Повышаем финансовую грамотность: почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

11:03, 14 Мар, 2017
Обвал цен на нефть, начавшийся в 2014 году, привёл к нестабильности в отрасли, росту дефициту бюджета и ухудшению экономической ситуации в России, зависимой от сырьевого экспорта. Хотя спад стоимости нефти вызвал удешевление топлива в ряде стран мира, цена на российский бензин продолжает расти. Очевидно, что нефть не влияет на ценообразование в торговле топливом в РФ, а к формированию его стоимости подключаются совсем другие факторы влияния.

Динамика стоимости нефти и топлива

Несмотря на то что в ряде иностранных государств после резкого снижения стоимости нефти, которое охватило отраслевой рынок в 2014 году, цены на бензин начали снижаться, в России наблюдается ситуация противоположного характера. К примеру, стоимость литра топлива марки Аи-95 с января 2014 года по январь 2015 года выросла с 32,51 рубля до 35,41 рубля, в то время, как цена эталонной нефти Brent за этот период рухнула со $106,85 до $50,04 за баррель.

К моменту наступления одного из пиков дешевизны нефти — января 2016 года — когда сырьё продавалось по $32,13 за баррель, снизившись за два года в стоимости на $74,72 (почти на 70%), цену на бензин Аи-95 в России установили на уровне 36,68 рубля, что на 4,17 рубля (около 13%) дороже расценки января 2014 года. Темпам изменения цен на российский бензин не характерна и скачкообразность, которая наблюдалась с динамикой стоимости «чёрного золота».

Налоги и государственная политика

При попытке разобраться в причинах роста цен на бензин нужно запомнить главное — львиная доля его стоимости, по мнению отраслевых экспертов — до 70%, формируется исключительно налоговой нагрузкой на производителей. По оценке ФАС, доля налогов в ценообразовании на топливном рынке достигает 60%. Остальные крупные компоненты цены приходятся на прибыль добывающих компаний, а также доходы владельцев заправок.

По данным РАНХиГС, доля налогов и акцизных сборов в структуре цены только растёт из года в год. По информации Московской топливной ассоциации, стоимость бензина на рынке России находится в зависимости от налоговой нагрузки не в меньшей мере, чем от себестоимости поставок. Представители же отраслевых компаний настаивают на том, что отсутствие зависимости между удешевлением нефти и изменением стоимости бензина поясняется именно особенностями взимания налогов, а также наличием акцизной составляющей (то есть дорожных сборов) в цене на топливо. Повышение налоговой нагрузки и нивелирует эффект от снижения цен на нефть.

Аналитики отмечают, что в последнее время наблюдается наращивание налоговой нагрузки на отраслевые предприятия, работающие с поставками топлива. На 55% выросла ставка налога на добычу ископаемых, увеличились акцизы. В свою очередь, в Минфине подчёркивают, что фактическая нагрузка налоговой части в структуре расходов предприятий, напротив, снизилась в сравнении даже с 2014 годом. В частности, в тот период в бюджет изымалось до 50% от объёма выручки компаний, а с 2015 года данный показатель снизился до 40%, подчеркнули в ведомстве.

Сама по себе подакцизность горючего предполагает, что правительство рассматривает бензин как предмет роскоши. Ответ на вопрос о политике государства в отношении топливной розницы дал ещё в 2010 году президент России, выступивший за финансовую поддержку нефтекомпаний, подчеркнувший, что граждане, владеющие автомобилями, были в состоянии приобрести их, потому и смогут найти деньги для покупки бензина.

Кроме того, существование акцизов свидетельствует о том, что продажа бензина является важным источником средств для государства. Через налоги львиную долю доходов компаний забирает правительство. Разумно предположить, что в условиях сложившегося экономического кризиса вряд ли стоит надеяться на снижение налоговой нагрузки и, соответственно, на изменение ценовой ситуации.

Только в этом моменте усматривается косвенная зависимость стоимости бензина от нефтяных цен — удешевление сырья вызвало спад бюджетных доходов, потому власти приняли решение нарастить налоговую нагрузку с целью компенсации выпадающих поступлений. Вслед за повышением сборов растут и цены.

Впрочем, не стоит рассматривать государство в топливной сфере исключительно как игрока, действия которого вызывают рост цен. Если бы Федеральная антимонопольная служба не регулировала розницу, то цена на бензин на АЗС попала бы в прямую зависимость от стоимости оптовых партий, что сработало бы явно не в пользу рядового потребителя. Непосредственно в ведомстве утверждают, что существенного роста цен, который выходил бы за пределы инфляционного уровня, не ожидается. Таков не просто прогноз, но твёрдая позиция службы, отметили в ФАС.

Нефть и другие составляющие бензиновых цен

Что касается главного поднятого вопроса — видимого отсутствия связи цен на бензин и нефтяных цен, то её не существует и на самом деле. Особенность российского топливного рынка заключается в том, что его участники изначально не привязывают стоимость «чёрного золота» к ценам на бензин.

В Московской топливной ассоциации заявили — отсутствие зависимости стоимости нефти и бензина связана с тем, что Россия поставляет сырьё на экспорт, но не приобретает его. Даже самые серьёзные колебания стоимости нефти практически не влияют на бензиновые цены на внутреннем рынке страны, уверены в Российском топливном союзе. По оценкам организации, доля стоимости нефти в ценах на бензин не превышает 4%.

Аналогичного мнения придерживаются и в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Специалисты академии отмечают, что доля нефти в цене бензина А-95 составляет порядка 3,7%, достигая максимума на отметке в 4%. В свою очередь, в компании «РусХОЛТС», занятой в поставках товаров нетопливной группы на автозаправки, подчёркивают, что в любом случае себестоимость нефтедобычи для российских компаний не изменилась, вне зависимости от динамики цен на сырьё.

По подсчётам экспертов, стоимость бензина в среднем колеблется в пределах цены на 1,6–2 литра нефти, в этом разрезе повышения цены на горючее не наблюдается уже несколько последних лет. К примеру, в 2008 году литр топлива условно торговался по 1,73 литра нефти, в 2015 году — по 1,75 литра нефти.

Таким образом, не изменилась не только доля стоимости нефти в ценовой формуле бензина, но и непосредственно расценка на топливо в нефтяном эквиваленте. По данным Федеральной антимонопольной службы, в течение последних восьми лет стоимость бензина растёт не выше уровня инфляции и независимо от цен на нефть.

Роль, хоть и гораздо большую, чем нефть, но не основную, в формировании цены играет в том числе транспортный фактор. Чтобы оценить его значимость, нужно представить, что, к примеру, увеличение железнодорожного тарифа на 10% вызовет рост стоимости литра бензина на АЗС на 30 копеек. Серьёзная, но также не ключевая, роль отводится расходам, связанным с переработкой нефти (до 17%). В свою очередь, надбавки заправок являются малосущественным фактором.

Цены подвержены воздействию непостоянных факторов, в том числе спекуляций на рынке. Также нужно учитывать сезонные колебания, поскольку в летний период спрос на топливо опережает возможности НПЗ, что, в свою очередь, может вызвать временное удорожание топлива чуть ли не на 20%. Росту угрозы дефицита топлива способствует и выполнение инвестиционных программ, направленных на модернизацию нефтепереработки. Не везде эти мероприятия реализованы, ряд предприятий не успели усовершенствовать производства до наступления рублёвой девальвации.

В формировании дефицита и росте розничных цен участвует ситуация с увеличением поставок за рубеж. Ослабление рублёвого курса произошло после резкого падения стоимости нефти ввиду значительной зависимости экономики страны от сырьевого экспорта. Экспорт ввиду девальвации рубля и смягчения пошлинных требований стал более выгодным для компаний. На внутреннем рынке, непосредственно на заправочных станциях, стоимость бензина не только не повышается, но и снижается при пересчёте стоимости с рубля на конвертируемую валюту. Цена бензина в рублях увеличилась, однако при этом валютная стоимость горючего упала в два раза. Хотя эти детали не должны волновать рядового российского автовладельца, который получает свои доходы в рублях и рассчитывается ими же на заправках, всё же следует отметить, что о каком-то ценовом заговоре компаний на внутреннем рынке, фактически утративших прибыли в розничном секторе из-за девальвации нацвалюты, говорить не стоит.

В целом же спад курса рубля можно назвать серьёзным ценовым фактором для розницы. Девальвация сама по себе, «автоматически» вызвала изменение рублёвых ценников на автозаправочных станциях вследствие удешевления нацвалюты. В то же время, снижение курса рубля выступило своеобразным регулятором для стоимости нефти для отечественных закупщиков. Цена на нефть для отечественных НПЗ практически не изменилась в российской национальной валюте, несмотря на уменьшение стоимости сырья во всём мире. В частности, при цене барреля в пределах сотни долларов стоимость нефти в пересчёте на рубли составляла 3,7 тыс. рублей за тонну. После уменьшения цены на нефть в два раза её цена для перерабатывающих производств снизилась всего на 13% и достигла 3,2 тыс. рублей.

Всё ли так плохо с российским бензином?

Критики ценовой политики отечественных операторов могут сказать о том, что после начала падения стоимости нефти в тех же США за 2014–2016 годы цена на бензин упала на 38%. Тем не менее, они не учитывают, что, в отличие от российской системы ценообразования, ситуация в США выглядит совсем по-другому.

Структура стоимости топлива на американском рынке на 37% состоит из цены на нефть, 30% — маркетинга, 22% — налогов и 11% — затрат на переработку. Кроме того, доллар не коснулась девальвация, чего не удалось избежать российской валюте. Сама по себе цена на нефть для США достаточно высока, поскольку часть её поставляется их арабских стран, часть — с дорогих в разработке американских сланцевых месторождений.

Цена на бензин в США определяется вовсе не налогами и ситуацией с национальной валютой, но именно стоимостью нефти и сопутствующими расходами, чем и объясняется удешевление горючего для американцев после обвала цен на «чёрное золото».

С другой стороны, формула ценообразования на топливо более близка к российской в странах Европы. В этих регионах на налоги приходится порядка 60% цены на горючее, однако стоимость топлива в Европе выше минимум в два раза, чем в России. Ситуация на отечественном рынке на фоне ценовых предложений на европейских АЗС выглядит достаточно привлекательной.

Если этому найдутся разумные возражения о несопоставимых доходах населения в Европе и в РФ, то можно привести примеры Монголии, Ирака или Пакистана, стран, где уровень жизни граждан гораздо ниже, чем в российском государстве, а, следовательно, люди значительно беднее. В упомянутых регионах стоимость бензина аналогична ценам на европейских заправках, так что и в сравнении с этими регионами Россия выигрывает.

Кроме того, если проанализировать масштаб выплат рядовых россиян за бензин достаточно сложно, то автотранспортные компании, декларирующие свои затраты, отчитываются, что в среднем тратят на ГСМ лишь 25% своих текущих расходов. Напоследок напомним — даже литр бутилированной воды в России при гораздо меньших, чем у предприятий ТЭК, расходах поставщиков, стоит дороже литра бензина, а ведь горючее, как правило, приобретают более обеспеченные граждане, чем те, у кого автотранспорт и вовсе отсутствует. Несмотря на это, проблема дороговизны бутилированной воды не воспринимается в России настолько остро, как повышение цен на бензин.

Рост цен на горючее — вовсе не следствие заговора операторов или какой-то избыточной экономической политики государства. Не влияют на ситуацию со стоимостью топлива и цены на нефть. Бензин на заправках может серьёзно расти в цене лишь по двум причинам — девальвация рубля и рост налогов.

Нужно брать в расчёт и то, что удорожание горючего — понятие относительное, его последствия зачастую преувеличены, поскольку рассматриваются сквозь призму падения уровня доходов населения в условиях экономического кризиса. В любом случае, главный регулятор и критерий обоснованности цен — это спрос, критического снижения которого пока не наблюдается.

пронедра.ру

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *