Пять легендарных советских автомобилей, которые лишь копии зарубежных

01:14, 27 Авг, 2024
Ольга Вайленко
советские авто
Источник фото: kolesa.ru

Советский автопром всегда вызывал смешанные чувства. С одной стороны, он воплощал инженерную мысль огромной страны, предлагая надежные, доступные и, главное, приспособленные к суровым условиям советской реальности машины. С другой стороны, многие из этих автомобилей имели зарубежные аналоги, что не раз ставило под сомнение их оригинальность. В данном материале мы рассмотрим пять легендарных советских автомобилей, которые, несмотря на свою культовость в СССР, по сути, являлись копиями западных моделей. Как так получилось, что СССР, страна с мощной инженерной школой, прибегал к подобным заимствованиям? Давайте разберёмся вместе с журналистами сайта pronedra.ru.

Пять советских автокопий

Источник фото: dzen.ru

ГАЗ-А: советский Ford Model A

Первый легковой автомобиль, выпущенный на Горьковском автомобильном заводе в 1932 году, стал настоящей иконой. Но мало кто знает, что ГАЗ-А — это практически точная копия Ford Model A, американского автомобиля, который был снят с производства годом ранее. Секрет этой «сходки на квасе» прост: в 1929 году Советский Союз подписал соглашение с Ford о технической помощи и лицензии на производство автомобилей. В итоге советские инженеры адаптировали американский автомобиль под отечественные реалии, но при этом не сильно изменили его конструкцию. Даже шрифт на эмблеме ГАЗ-А был похож на оригинал, что говорит о том, насколько близко были скопированы детали.

Москвич-400: «переодетый» Opel Kadett K38

После Второй мировой войны Советский Союз получил значительное количество трофейного оборудования и технологий из Германии. Среди них оказался и Opel Kadett K38 — легковой автомобиль, который, по мнению Иосифа Сталина, идеально подходил для массового производства в СССР. Немецкий автомобиль был практически полностью скопирован, и в 1947 году с конвейера сошел первый Москвич-400. Внешне он был почти неотличим от своего немецкого предка, но получил ряд усовершенствований, которые позволили ему лучше справляться с суровыми условиями эксплуатации в Советском Союзе. Таким образом, немецкий автомобиль, который в мирное время предназначался для среднего класса, стал символом восстановления и прогресса в послевоенном СССР.

ЗИС-110: лимузин советских элит на основе Packard 180

ЗИС-110 — это не просто автомобиль, это символ советской роскоши и мощи. Однако его происхождение связано с американским автомобилем Packard 180, который был популярен среди богатых и влиятельных людей в США в конце 1930-х годов. Советское руководство решило создать аналогичный автомобиль для партийной элиты, и выбор пал на Packard. Советские инженеры немного изменили конструкцию, сделав автомобиль более крупным и мощным, но основные элементы дизайна и технические решения были скопированы. Результат — роскошный лимузин, который стал неотъемлемой частью жизни высшего эшелона власти в СССР, и на протяжении десятилетий использовался на различных официальных мероприятиях.

ЗАЗ-966: советский «Запорожец» и его немецкий прототип NSU Prinz IV

«Запорожец» — это, безусловно, один из самых узнаваемых автомобилей советской эпохи. Этот маленький и доступный автомобиль стал символом индивидуального транспорта в СССР. Но немногие знают, что его дизайн был явно вдохновлён немецким NSU Prinz IV, который выпускался в 1960-х годах. Несмотря на заявления разработчиков о том, что сходство случайно, трудно не заметить, насколько похожи обе модели. Впрочем, «Запорожец» получил ряд технических улучшений, сделавших его более подходящим для советских дорог и климатических условий. Так, например, он был более устойчив к загрязнению и легче поддавался ремонту, что было важным фактором для советских водителей.

ВАЗ-2101: «копейка» по образу и подобию Fiat 124

Когда в 1970 году с конвейера Волжского автомобильного завода сошёл первый ВАЗ-2101, он сразу же стал любимцем советских автомобилистов. Эта модель, известная в народе как «копейка», была доступной, надёжной и относительно простой в обслуживании. Однако корни этой легендарной машины уходят в Италию: ВАЗ-2101 был лицензионной копией Fiat 124, который был признан европейским автомобилем года в 1967 году. Итальянские автомобили славились своим дизайном и инновациями, и ВАЗ-2101 не стал исключением. Тем не менее советские инженеры внесли в модель ряд изменений, включая усиление подвески и модернизацию двигателя, чтобы адаптировать её к более суровым условиям эксплуатации в СССР.

Почему СССР копировал автомобили?

Источник фото: .d-kvadrat.ru

История создания этих автомобилей показывает, что в условиях индустриализации и восстановления страны после войны СССР предпочитал не тратить время и ресурсы на разработку оригинальных моделей, а использовать уже проверенные зарубежные образцы. Это было рациональное решение, позволившее быстро наладить массовое производство автомобилей и обеспечить население доступным транспортом.

Тем не менее, несмотря на свою зависимость от западных технологий, советский автопром смог создать несколько действительно уникальных автомобилей, которые до сих пор вызывают восхищение своим дизайном и техническими решениями. И хотя многие из них начинали свой путь как копии, они постепенно становились символами новой эпохи, отражая дух и амбиции Советского Союза.

Советский автопром — это не только история заимствования, но и история трансформации. В каждом из этих автомобилей видна попытка создать что-то новое на базе уже существующего. Советские инженеры не просто копировали — они адаптировали, улучшали и совершенствовали. И в этом заключается их настоящий успех.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *