России и Белоруссии стоит развивать общий рынок газомоторного топлива и машиностроения

20:25, 25 Сен, 2024
Александр Коваленко Редакторская колонка

С учётом возможностей российской газовой индустрии и белорусского машиностроения, Союзному государству нужны комплексная программа развития и, в перспективе, общий рынок газомоторного топлива. Таково резюме совместного заседания комиссий Парламентского Собрания Беларуси и России, где обсуждали тематику ГМТ.

Заседание комиссий Парламентского Собрания по энергетике, транспорту, промышленности и торговле прошло в Беларуси на площадке нового высокотехнологичного индустриального парка «Великий камень» 19 сентября 2024 года.

Российские и белорусские парламентарии посетили два предприятия, активно участвующие в создании техники на газомоторном топливе. Они отметили достижения ОАО «БЕЛАЗ» в создании линейки карьерных самосвалов на природном газе. Компания выпускает как самосвалы, работающие только на природном газе, так и использующие газодизельный режим. Производственные мощности позволяют предприятию совместно с российскими и китайскими коллегами производить 30, 45 и 90-тонные самосвалы на СПГ. В апреле 2024 года ОАО «БЕЛАЗ» презентовал первый в мире 130-тонный карьерный самосвал БЕЛАЗ-751ЗР с двигателем внутреннего сгорания, работающем на СПГ.

ОАО «Минский автомобильный завод» развивает газомоторное направление уже 10 лет. За этот период он реализовал, преимущественно на экспорт, свыше 1700 единиц техники на природном газе. Сегодня предприятие успешно производит пассажирскую технику на сжиженном и компримированном природном газе, а также работает над «переводом на газ» грузовой и коммунальной техники.

Открывая обсуждение темы в рамках совместного заседания, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по энергетике Павел Завальный подчеркнул, что развитие сектора газомоторного топлива (КПГ и СПГ) будет способствовать росту энергетической и экологической безопасности Союзного государства и его членов, внесет значительный вклад в повышение конкурентоспособности экономики. Переход на КПГ и СПГ дает как экономические, так и экологические эффекты. Экологическая эффективность метана как топлива, по мнению ряда экспертов, сопоставима с экологической эффективностью электрического транспорта, особенно, если рассматривать полный жизненный цикл транспортных средств, включая их производство и утилизацию.

Также развитие рынка газомоторного топлива предполагает ощутимый экономический, бюджетный эффект для государства. Снижается необходимость субсидирования поставок жидких моторных топлив на внутренний рынок, увеличиваются возможность поставок нефтепродуктов на экспорт.

«Россия обладает огромной ресурсной базой природного газа и значительными добычными возможностями, так что потенциал производства газомоторного топлива можно назвать неограниченным по сравнению с ограниченными возможностями производства нефтепродуктов. Кроме того, развитие газомоторного сектора будет иметь синергетический эффект для смежных отраслей наших государств – машиностроения, производства заправочного оборудования, танк-контейнеров, а также достижения технологического суверенитета Союзного государства в данных секторах. Также развитие собственной технологической базы СПГ как топлива создает технологический задел для последующего перехода на водород», — заявил Павел Завальный.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин сделал акцент на потребностях аграрного сектора. И в России, и в Беларуси эта отрасль экономики развита очень масштабно, каждая посевная и уборочная кампании требуют огромных объемов топлива, соответственно, переход с дизельного моторного топлива на газомоторное мог бы дать колоссальный финансовый и экологический эффект.

На мероприятии выступили представители Министерства энергетики Республики Беларусь, Министерства энергетики РФ, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства транспорта РФ, представители компаний – производителей СПГ и КПГ, газомоторной техники и оборудования, транспортных компаний.

В ходе заседания было отмечено, что рынки газомоторного топлива Беларуси и России имеют свою специфику, но факторы, сдерживающие их развитие, в общем, похожи. Это:

  • ограниченное предложение техники из-за ограниченной номенклатуры производства газомоторных автомобилей и отсутствия масштабного серийного производства других видов транспортной, карьерной и сельскохозяйственной техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива;
  • ограниченные возможности перевода, существующего парка транспортных средств на ГМТ;
  • высокая стоимость газомоторной техники;
  • недостаточный уровень развития заправочной и сервисной инфраструктуры и ограничения нормативно-правовой базы, сдерживающей ее развитие;
  • недостаточный спрос на технику на газомоторном топливе и низкая информированность о его преимуществах.

Достижение целей развития рынка ГМТ потребует интенсификации усилий всех заинтересованных сторон, включая государство, тесной кооперации участников рынка, существенного расширения инфраструктуры и совершенствования технологий.

Среди государственных задач — совершенствование мер государственной поддержки, в том числе, экономическое стимулирование всех составляющих рынка газомоторного топлива, включая производство оборудования, транспортных средств, развития заправочной инфраструктуры, а также стимулирование спроса на газомоторный транспорт всех типов. Кроме того, стоит задача совершенствования и гармонизации нормативного регулирования сектора ГМТ как на страновом уровне, так и на уровне Союзного государства. Есть перспектива и у идеи создания единого рынка газомоторного топлива.

Подводя итог дискуссии, председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, председатель комиссии Парламентского Собрания по транспорту Евгений Москвичев подчеркнул, что будущее — вовсе не за электротранспортом, электрические автомобили не смогут заместить более 10 % автопарка. А у транспорта на СПГ – колоссальные перспективы на пространстве Союзного государства, но для их воплощения в реальность нужны согласованные усилия двух государств, четкая общая Госпрограмма, учитывающая возможности производства транспорта на СПГ и меры его внедрения, включая не только стимулирование, но и директивные инструменты. Разрабатывать ее необходимо уже сейчас. Тематика развития газомоторного сектора станет одним из основных вопросов работы комиссий в 2025 году, профильные комиссии Парламентского собрания вновь проведут совместное заседание.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *