Российская Федерация создаёт две новые армии: в чем замысел Генштаба ВС РФ

Мы стремимся к созданию обширных общевойсковых и воздушных армий. Для этого нам потребуются люди, производственные мощности и современная техника. Такая военная мобилизация приведет к изменениям в нашей стране, которая будет нацелена на военное укрепление. Однако эта сила будет использована не только против нацистов на Украине, — сообщает «Царьград».
Для чего Россия создает две новые армии
На днях начальник главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооружённых сил России, генерал-полковник Евгений Бурдинский, объявил о намерении Министерства обороны в текущем году сформировать два новых военных округа: общевойсковую и воздушную армию, а также создать 26 бригад и пять дивизий.
Это значительная реформа для достижения больших побед. Высшие военно-политические руководители страны объявили о намерении реформировать Вооружённые силы ещё 21 декабря 2022 года на итоговом заседании коллегии Министерства обороны. Глава ведомства, Сергей Шойгу, сообщил о намерении преобразовать семь танковых и мотострелковых бригад, а также пять бригад морской пехоты в полноценные дивизии, — передаёт pronedra.ru.
Планы также включают:
- создание двух десантно-штурмовых дивизий Воздушно-десантных войск (ВДВ),
- трёх мотострелковых дивизий и армейского корпуса в Карелии,
- пяти артиллерийских дивизий, а также включение авиационных дивизий и бригады армейской авиации (с наличием от 80 до 100 вертолётов) в состав каждой общевойсковой и танковой армии.
Кроме того, предусмотрены и другие нововведения, направленные на укрупнение армейских подразделений и повышение их огневой мощи.
Причиной проведения военной реформы было названо стремление НАТО увеличить военный потенциал у границ России и расширить альянс за счет включения Финляндии и Швеции.
Новые военные округа В результате реформы в 2010 году число военных округов было сокращено с шести до четырех: Восточный, Центральный, Южный и Западный. Однако Западный военный округ (ЗапВО) стал перегруженным, так как его подразделения были разделены между тремя оперативными направлениями:
- Северным направлением, с акцентом на Финляндию, Норвегию и Баренцево море;
- Западным направлением, направленным на Прибалтику;
- Юго-западным направлением, ведущим в сторону Украины.
Разделение ресурсов между этими направлениями стало настолько значительным, что в 2014 году из состава ЗапВО был выделен Северный флот, который получил собственное стратегическое командование, специализирующееся на арктических задачах.
Усиление НАТО в Прибалтике, на Южном Кавказе и возможное вхождение Финляндии и Швеции в НАТО создали еще большее напряжение и окончательно поставили ЗапВО в невыгодное положение. Поэтому дальнейшее разделение округа кажется логичным шагом.
Однако формат такого разделения пока не ясен. В 2019 году сообщалось, что Минобороны планирует разделить округ на Московский и Ленинградский округа, повторяя советскую конфигурацию. Однако в настоящих условиях эта конфигурация уже не выглядит адекватной, учитывая имеющиеся угрозы и предстоящие задачи перед армией в ближайшей перспективе.
Особую важность приобретает юго-западное направление, так как рано или поздно России придется начать операцию в сторону Киева. Поэтому более логичным решением будет сохранение ЗапВО в качестве самостоятельной структуры, с выделением Ленинградского округа и небольшого Московского округа из его состава.
Поворот на север Вооруженная подготовка к противостоянию с Финляндией и будущими арктическими войнами на фоне борьбы с ВСУ может показаться не самым приоритетным решением. Однако НАТО ведет давление на Россию не только на Украине, но и:
- На Южном Кавказе;
- Путем наращивания военного присутствия в Прибалтике.
Западные стратеги считают необходимым создать как можно больше конфликтных точек, рассчитывая, что Россия рано или поздно истощится, пытаясь ответить на эти угрозы. Военный эксперт и специалист по армиям НАТО, Александр Артамонов, поделился своим мнением.
Он отметил, что следит за комментариями французских, азербайджанских политиков и военных аналитиков, которые постоянно говорят о том, что Россия не сможет справиться с такой конкуренцией. НАТО уже приняло решение о создании сил быстрого реагирования в Польше и трех прибалтийских республиках. В настоящее время там размещено 42 тысячи человек, в то время как 10 лет назад их было всего лишь четыре тысячи. Через 10 лет в этом регионе будет дислоцировано огромное войсковое контингент в 240 тысяч человек.
Учитывая этот факт, становится понятно, почему планирование военного строительства ведется с учетом будущего конфликта: конфликт на Украине рано или поздно закончится, а НАТО с квартальным миллионом армии в Прибалтике не исчезнет никуда.
Необходимое количество людей и техники Если речь идет о бригаде, то ее составляет примерно четыре тысячи человек. Следовательно, 26 бригад, о которых говорит Бурдинский, общим числом составляют 104 тысячи человек. Пять дивизий добавляют еще 50 тысяч человек. Эти 154 тысячи человек — это только те, кто непосредственно будет входить в состав этих частей, без учета личного состава для обеспечения работы тыла.
Основной вопрос заключается не только в создании управленческих структур и распределении кабинетов со специальной связью между генералами, а в наполнении частей и подразделений личным составом и техникой. Это потребует сотен танков и тысяч единиц другой бронетехники. Для формирования авиадивизий и бригад армейской авиации потребуется около 400 вертолетов и несколько сотен боевых самолетов.
Готова ли наша промышленность произвести необходимое количество техники? Заместитель председателя Совета безопасности, Дмитрий Медведев, утверждает, что да:
«Если говорить о самом важном — снаряжении, артиллерии, танках, то эти цифры впечатляют. Только в этом году наша промышленность выпустила более 600 танков.
Общее число танков, выпущенных к концу года, составит 1500. Учитывая, что часть этих машин будет использована для компенсации боевых потерь, речь идет о продолжительном напряженном труде в течение многих месяцев.
Кроме того, вооружение для танковых и мотострелковых подразделений также включает в себя боевые машины пехоты, легковооруженные тягачи, самоходную артиллерию, грузовики и огромное количество другой техники, общее число которой будет исчисляться тысячами, а в некоторых случаях — десятками тысяч единиц.
Бригады или дивизии
Информация генерал-полковника Бурдинского раскрывает новые детали проводимой реформы.
Во-первых, в декабре не было упоминания о формировании общевойсковой и воздушных армий. Однако создание их из дивизий и авиационных полков является логичным решением.
Во-вторых, военное ведомство намерено создать 26 бригад. Это интересный момент, поскольку в декабре было заявлено о намерении Министерства обороны отказаться от бригад и перейти к более крупным, но менее маневренным дивизиям. Теперь же планируется создание двадцати шести бригад. Это может означать либо стремление иметь больше частей, пригодных для маневренной войны, либо недостаток ресурсов для создания всех заявленных в прошлом году дивизий.
В случае последнего варианта бригады могут стать основой для будущих дивизий. На это указывает тот факт, что вместо заявленных 17 дивизий, не считая карельского корпуса, который также должен состоять из подразделений, Бурдинский говорит о планах по формированию пяти дивизий. Следовательно, отказ от формата бригад все еще не рассматривается.
Где брать кадры
Отсутствие подготовленных кадров и недостаток младших командиров остаются актуальной проблемой в армии, особенно в свете расширения авиации. Бывший министр обороны Сердюков упразднил институт прапорщиков, что привело к недостатку технических специалистов и молодых офицеров. Позднее прапорщиков вернули, но проблема ещё далека от решения, и эксперты говорят о возрастающем дефиците младших командиров при наборе в войска. Решение этой проблемы потребует нескольких лет, а не месяцев.
Особенно остро кадровый дефицит затрагивает развивающуюся авиацию. Обучение пилотов оперативно-тактической авиации и вертолётчиков на ускоренных курсах невозможно. Однако планы по расширению этих видов войск остаются значительными.
Полная реализация заявленных преобразований потребует не менее трёх лет, и результаты станут заметными к 2026 году, если не возникнут непредвиденные задержки. Однако главная опасность заключается не только в затягивании сроков, но и в возможности создания «бумажных» дивизий и бригад, которые будут выглядеть полноценными на бумаге, но фактически не будут иметь необходимых ресурсов. В такой ситуации важную роль могут сыграть общественность и близкие люди солдат, которые остро реагируют на такие факты.
Для граждан это может означать больше возможностей для трудоустройства на оборонных предприятиях и высокие заработки. В целом, жизнь в ближайшие годы будет постепенно ориентироваться на военную сферу, чтобы противостоять потенциальным угрозам после завершения социально-экономического развития.