Россия и Норвегия: два пути развития электромобилей

00:11, 18 Сен, 2014
Уже многие годы ведутся активные разговоры о скором наступлении эры электромобилей. Они получают все большее распространение не только в солнечной Калифорнии, но и, как ни странно, в странах с достаточно суровым климатом, например, в Норвегии. К тому же Норвегия является одним из главных европейских экспортеров нефти и по логике не должна страдать от дефицита бензина.

Эта нелогичная, на первый взгляд, тенденция объясняется достаточно просто. Норвегия входит в список наиболее экологически чистых стран мира, а 99% ее электроэнергии генерируется гидроэлектростанциями. Правительство и население чрезвычайно заинтересованы в сохранении такой экологической ситуации в стране, поэтому приобретение транспорта, не выбрасывающего в атмосферу выхлопные газы, является очень привлекательной идеей для огромного количества людей. К тому же руководство страны прекрасно понимает, что запасы нефти в стране не вечны и пересаживание населения на машины, работающие на топливе из восполняемых источников энергии, является неизбежностью, поэтому оно старается начать этот процесс уже сейчас.

Так, в 2013 году электромобили составили 7,2% от общего числа продаваемых машин в Норвегии, а уже в марте 2014 доля их месячных продаж достигла 20,3%.

Для российских поклонников электротранспорта подобные цифры выглядят просто фантастически. Ведь на территории РФ в 2013 году было продано не более 50 машин на электрической тяге. И это при том, что чиновники в стране постоянно говорят о необходимости развития данной разновидности автомобилей, принимаются программы по развитию электрокаров и даже разработана отечественная модель — Lada Ellada. Результат всех этих усилий — практически нулевой.

Секрет норвежского бума на электротранспорт

В первую очередь необходимо обратить внимание на цены бензиновых и электрических автомобилей в стране.

На бензиновые авто в Норвегии установлены огромные пошлины, благодаря чему они стоят гораздо дороже, чем в других европейских странах. При этом электрокары пошлинами вообще не облагаются. К примеру, стоимость Volkswagen Golf составляет 30–40 тысяч евро, а в Германии такая машина стоит в два раза дешевле. Зато на ее электрическую версию — e-Golf, цены ниже, чем в стране производителе. Стоит ли говорить, что такое соотношение цен стимулирует спрос на электрокары.

Преимущества и недостатки электромобилей для норвежцев

Водители в Норвегии вынуждены платить не только за бензин, но и за проезд по некоторым дорогам. За въезд в центральные части многих крупных городов страны предусмотрена плата в размере от 1,8 до 3,7 евро. Владельцы электротранспорта от этого сбора освобождены, что является еще одним стимулом для его приобретения.

Дополнительным плюсом для тех, кто подумывает о покупке машины на электротяге, является то, что таким автомобилям разрешено ездить по полосе, предназначенной для общественного транспорта. Для жителей Осло, входящего в тридцатку европейских стран с наибольшими пробками, такая привилегия является невероятно заманчивой. Зато водителям автобусов такое решение правительства доставляет одни неудобства, ведь огромное количество электрокаров, занимающих их полосу, сильно осложняет движение и приводит к частым опозданиям рейсовых автобусов в столице.

Существенным минусом всех электрокаров является небольшой запас хода на одном заряде аккумулятора. В среднем он составляется 150–200 километров, только дорогие модели вроде Tesla Model S могут проехать без подзарядки 300–400 километров. Но для жителей Норвегии такой скромный запас хода не является проблемой. На территории страны построено огромное количество как частных, так и государственных электрозаправок, счет которых идет на тысячи. Также существуют станции быстрой зарядки, позволяющие подзарядить авто на 80% всего за 20 минут. К 2015 году их количество достигнет 250.

Потребители могут выбирать между более чем двумя десятками вариантов электрокаров, официально продающихся в стране. В этот список входят модели с самыми разными техническими характеристиками и стоимостью: Nissan Leaf, Tesla Model S, Volkswagen e-Up, BMW i3, поэтому подобрать машину под свой вкус может каждый покупатель.

Причины безразличия российского потребителя к электрокарам

Российское правительство долгое время не решалось обнулить пошлины на электроавтомобили. Поэтому цена этих машин не радовала потребителей. Например, еще недавно покупатели должны были выложить за Mitsubishi iMiEV 1,8 миллиона рублей. И хотя с 1 февраля 2014 года пошлина на электромобили была отменена и цена на данную модель снизилась до 1 миллиона рублей, вряд ли это сильно увеличит спрос на нее. Ведь большинство компактных бензиновых городских авто стоят гораздо дешевле.

Высокие пошлины были одной из причин, по которым многие популярные модели электрокаров не продавались в России. На данный момент сертифицировано всего три электромобиля, это отечественная Lada Ellada, китайская модель E-Car GD04B, доработанная в России, и Mitsubishi iMiEV. Эти авто не являются флагманами электротранспорта и не могут поразить потребителей своими техническими характеристиками или запасом хода.

Пока ни в одном городе России нет широкой сети зарядных станций. Даже в Москве их насчитывается всего лишь несколько десятков, а в других регионах положение еще более плачевное. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия масштабных государственных программ по развитию электротранспорта. Проект «Экополис», предусматривавший закупку большого количества электроавто, создание парковок для него и построение зарядной инфраструктуры в Москве, был свернут. А аналогичная программа, принятая администрацией Ставропольского края три года назад, пока привела к тому, что в регионе всего несколько автомобилей Ellada работает в качестве такси и построено небольшое количество зарядных станций.

Бесплатных парковок и других привилегий на дороге, привычных для норвежских владельцев электрокаров, их немногочисленным российским собратьям не светит.

Может ли Россия в ближайшем будущем повторить норвежский успех

Это вполне возможно, причем, как показал норвежский опыт, основную роль в развитии спроса на электротранспорт играют не значительные финансовые вливания, а эффективное законодательство. Если бы правительство России, по примеру своего северного соседа, не просто обнулила пошлины на электрокары, но и значительно повысила акцизы на бензин и пошлины на бензиновые авто, спрос на машины на электротяге значительно увеличился бы.

Также очень важно продуктивное расходование денежных средств. На 500 миллионов рублей, вложенных в разработку «инновационной» модели Ellada, представляющей собой Ладу Калину, снабженную китайской электробатареей, гораздо эффективнее было бы построить пару тысяч электрозаправок (стоимость их создания варьируется от 200 до 400 тысяч рублей).

Ну и нельзя забывать о значимости дополнительных льгот для владельцев электрокаров. В той же Москве разрешение на проезд электромашин по полосам общего пользования могло бы стать для многих граждан решающим аргументом в пользу их покупки.

Таким образом, при условии эффективной государственной политики десятки тысяч электромобилей вполне могут появиться на дорогах РФ уже в ближайшие годы.

Но так ли нужно это России? Ведь бензиновые двигатели становятся с каждым годом все экономичнее (недавно появившийся в продаже концептуальный Volkswagen XL1, потребляет всего 0,9 литра на сотню километров), а разведанных запасов нефти при нынешнем уровне добычи хватит стране как минимум на несколько десятков лет. Поэтому в ближайшие годы замена автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями на электрокары вряд ли станет насущным вопросом, а неэффективная государственная политика в сфере развития электротранспорта пока еще допустима.

Автор: Александр Якунин

Поделитесь этой новостью
Комментарии (1)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *