Санкции США не затронули «Норникель»
«Тинькофф-банк» и «Норильский никель» не попали под новые санкции США. Но они распространились на ряд других активов, связанных с Владимиром Потаниным. Ограничения затронули семью предпринимателя, Росбанк и «Интеррос», сообщает «Коммерсантъ».
Почему «Норникель» не попал под санкции США
Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) объяснило свою «избирательность». Потанину и другим находящимся под санкциями лицам по данным на 15 декабря 2022 г. принадлежит менее 50% активов «Норникеля» и группы «Тинькофф» (TCS Group). В ГМК предприниматель владеет долей в 35%. Соответственно, санкции на них не распространяются.
В американском ведомстве также сделали уточнение по поводу «Норникеля». Компания занимает важную позицию на мировом рынке металлов. И, несмотря на название, на никель приходится не наибольшая доля (17%). Палладий занимает лидирующую позицию – «Норникель» удовлетворяет 38% глобальных потребностей по металлу. На ГМК также приходится:
- 10% мировых поставок платины;
- 7% — родия;
- 2% — кобальта и меди.
Ранее новости о возможности сокращения поставок из России привели к скачку цен на никель. Лондонской бирже металлов приходилось приостанавливать торги, когда стоимость тонны преодолела отметку в 100 000 долларов.
Сейчас санкции США не должны привести к подобным колебаниям, считает эксперт из Альфа-банка Борис Красноженов. Он ожидает сохранения цены тонны никеля на уровне 25 000 – 30 000 долларов в 2023 году.
Как новые ограничения повлияют на положение Потанина в «Норникеле»
Заявлениями относительно ГМК США стремятся успокоить мировой рынок, считает Мерген Дораев, партнер АБ ЕМПП. Власти опасаются последствий, аналогичных эффекту введения в 2018 году санкций против «Русала». Последнему принадлежит 26,4% активов «Норникеля».
Сохранение устойчивости компании является приоритетом «Русала», заявила его вице-президент Елена Безденежных. Руководство «Норникеля» должно сосредоточиться на уменьшении санкционных рисков, добавила член совета директоров ГМК.
Новые санкции, даже прямо не затрагивая холдинг, может привлечь к нему внимание со стороны иностранных производителей и таможни. Также попадание Потанина в SDN-лист создает риск для его должности в «Норникеле». Ранее «Русал» обращался в лондонский суд с целью сместить Потанина с поста президента ГМК. В компании указывали на негативное влияние его руководства на других акционеров. Представители «Русала» выступали за появление независимого руководителя.
Спор, в частности, возник из-за принципов выплаты дивидендов. «Норникель» направляет на них 60% EBITDA в раках истекающего в 2022 году соглашения. Потанин выступает за расчет дивидендов на основе свободного денежного потока. «Русал» против такого подхода, уменьшающего размер выплат.