Смерть не бывает случайной: взгляд протоиерея Андрея Ткачёва на тайну ухода из жизни

Вопрос о природе смерти волнует человечество с древнейших времён. Является ли смерть результатом случайного стечения обстоятельств? Или каждое окончание земного пути вписано в высший план, ведомый лишь Богу? На этот сакральный вопрос попытался ответить известный священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей Андрей Ткачёв. Его размышления — не просто богословская позиция, а глубокое свидетельство о взгляде Церкви на тайну бытия и смерти.
Смерть как часть Божественного замысла
По словам протоиерея Ткачёва, смерть человека не может быть случайной. Он подчёркивает, что человек — не случайность природы, а сложное и глубоко осмысленное творение Божие. Поэтому и его смерть, как и вся жизнь, находится в пределах Божественного Промысла.
«Человек — слишком сложное существо, чтобы его смерть могла произойти по какой-то неведомой причине. Ничто не ускользает от Бога», —
заявил Ткачёв.
С этой точки зрения даже внезапная гибель, казалось бы, вызванная трагическим совпадением или ошибкой, не может быть случайной в абсолютном смысле. В духовной оптике православия любое событие — даже трагическое — может и должно быть понято как часть великого, хоть и не всегда постижимого, Божественного плана.
Промыслительная логика жизни
Священник делает акцент на том, что вся человеческая жизнь пронизана Божественным участием. Не только смерть, но даже рождение, дыхание, движение души и тела — всё это, по словам Ткачёва, не случайность.
«Можно ли говорить о случайности в самом факте рождения? Во всех событиях жизни? Если посчитаны волосы на нашей голове, взвешены наши вздохи — разве возможна случайность в смерти?»
Этот образ — взвешенные вздохи — является прямой отсылкой к Священному Писанию, где подчёркивается, что Господь знает всё до мельчайших деталей. И в этой картине мира исчезает сама возможность «бессмысленного» или «неположенного» исхода из жизни.
Смерть с точки зрения человека и с точки зрения Бога
Одновременно Ткачёв признаёт: человеческое восприятие не всегда способно увидеть в трагедии смысл. То, что нам кажется случайной, несправедливой, преждевременной или бессмысленной смертью — для Бога может быть завершением земной миссии человека, вехой на пути его души.
«Да, нам многое кажется случайным. Но Богу известно всё. Промысл Божий охватывает всё сущее», —
добавляет священнослужитель.
Здесь звучит и напоминание о смирении — христианском добродетельном отношении к тому, что не подвластно разуму. Логика Бога выше логики человеческой. И попытки «вычислить» смысл трагедии зачастую тщетны, если не опасны.
Православный взгляд на посмертие
Православное учение утверждает: смерть — не конец, а переход. И в этом смысле важно не только «когда» и «почему» человек умирает, но и как он жил. Земной путь — это подготовка к вечной жизни. А потому даже неожиданная смерть может быть «своевременной» в духовном смысле — как итог исполненного предназначения.
Стоит отметить, что ранее иеромонах Аверкий Белов, также представляющий Русскую православную церковь, поднимал вопрос о возможности возвращения души умершего в мир живых. Это ещё раз показывает, насколько глубоко в православии осмысляется граница между жизнью и смертью — не как абсолютная черта, а как мистический переход, связанный с волей и действием Божиим.
Смерть в эпоху тревог
Современный человек сталкивается с множеством опасностей — от болезней до техногенных катастроф. Пандемия COVID-19, стихийные бедствия, военные конфликты — всё это, кажется, ставит под сомнение идею предопределённости. Однако позиция Церкви остаётся неизменной: даже в самых непредсказуемых обстоятельствах действует Промысел Божий.
Здесь важно отметить: это не значит, что человек должен отказаться от ответственности или стремления к безопасности. Но духовное спокойствие, уверенность в том, что ничто не происходит без ведома Бога, даёт силу противостоять страху.
Размышления протоиерея Ткачёва — не просто теологическая позиция, но приглашение задуматься о своей жизни глубже. Смерть — не в руках слепой случайности. Она вплетена в таинственную ткань Божественного замысла. А потому перед лицом любой трагедии православный христианин призван сохранять веру, надежду и любовь — три опоры, которые сильнее любой смерти.
Если смерть не случайна — значит, жизнь тем более не случайна. И каждый миг, каждая встреча, каждое испытание — тоже часть пути. Вопрос лишь в том, как мы этот путь проходим.
Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали, что ученые объяснили посмертные движения тел в гробу