Умные дети покинут Россию. Без прозрачного ЕГЭ и честной конкуренции за лучшие вузы
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это не просто экзамен, это последний шанс для талантливых детей попасть в лучшие университеты России. Однако под давлением чиновников, политиков и преподавателей этот экзамен превращается в нечто совсем иное. Постоянные обсуждения о его реформе, отмене и новых «интегральных» оценках создают невыносимую атмосферу для честной конкуренции. Сегодня ЕГЭ не может полноценно служить инструментом объективного отбора, и этого не скрывают даже его защитники.
Проблемы существующего подхода
ЕГЭ с самого начала столкнулся с целым рядом проблем. Его невозможно было полностью отрегулировать, и сегодня система демонстрирует множество недостатков. Одна из ключевых претензий — это невозможность честно сдать экзамен. Несмотря на то что ЕГЭ пытается быть аполитичным и беспристрастным, он сталкивается с различными злоупотреблениями: покупкой знаний, использованием связей и подделкой характеристик. Уже несколько лет подряд в СМИ всплывают истории о том, как победители олимпиад и ученики из льготных категорий занимают лучшие места без должной проверки. Места в университетах фактически теряют свою ценность, потому что сюда попадают не только те, кто лучше всех сдал экзамен, но и те, кто лучше подготовился через обходные пути — спорт, благотворительность, а порой и банальное везение.
Читайте по теме: ЕГЭ 2025: новые правила и изменения в формате экзамена от Рособрнадзора
Квоты, олимпиады, льготы — всё это сильно нивелирует саму идею равенства и объективности. Многие родители недовольны тем, что их дети, приложившие огромные усилия и получившие высокие баллы, лишаются шансов из-за «льготников», «олимпиадников» или «целевиков». Этот подход выдает слабых детей, поднимает их шансы, несмотря на отсутствие необходимой подготовки и знаний. В итоге выигрывают те, кто не всегда имеет лучшие результаты, но использует свои возможности максимально выгодно. В такой ситуации честная конкуренция теряется, а результаты экзамена становятся бесполезными.
Введение «интегральной оценки»
Недавняя инициатива внедрения интегральной оценки только подтверждает опасения педагогов и родителей. Под «интегральной оценкой» подразумевают систему, где к результатам ЕГЭ добавляют баллы за участие в олимпиадах, спортивные достижения, волонтерство, а также достижения на различных конкурсах и награды. Вроде бы прекрасная идея — поощрить всесторонне развитых детей. Но на деле это приведет к следующему: грамотами за участие в каких-то сомнительных мероприятиях будут заменять объективный результат экзамена. И что самое неприятное — баллы за участие в этих дополнительных конкурсах и достижениях будут добавляться просто «по факту участия», а не за качество и результат.
Даже спортивные достижения в той же мере будут учитываться, что и социальное волонтерство, награды за участие в концертах, да и даже чисто формальные характеристики, которые легко может подготовить любой учитель. Если сегодняшние олимпиады и конкурсы уже превратились в инструмент, позволяющий обойти ЕГЭ, то интегральная оценка станет еще одной лазейкой, открытой для коррупции, лоббирования и обмана.
Удар по честной конкуренции
В результате создается ситуация, когда одаренные дети, обладающие глубокими знаниями и хорошей подготовкой, теряют шансы на поступление в лучшие вузы. Поступление в университеты становится местом распределения бюджетных мест между победителями олимпиад, участниками спортивных соревнований и льготниками, но не лучшими по знаниям. Чисто теоретически, кто-то с высоким баллом на ЕГЭ, но без «достаточного» количества достижений, может и вовсе потеряться в этой волоките.
Люди, обеспеченные и имеющие доступ к информации, будут зарабатывать дополнительные баллы и занимать бюджетные места, а те, кто трудится самостоятельно, будут обречены на второсортные вузы или уйдут из учебы вовсе. В свою очередь, лучшие преподаватели будут вынуждены сталкиваться с увеличением нагрузки от «всесторонне развитых» студентов, которые далеко не всегда справляются с учебой. А отчисления уже стали обычным явлением — просто потому, что слабым учащимся поступление дается далеко не по их знаниям, а по другим показателям.
Олимпиады: притон для коррупции
Сегодня олимпиады — это ключевая составляющая системы, на которую студенты претендуют с самого начала. И уже не секрет, что участие в олимпиадах часто не так прозрачно, как должно быть. Победителей олимпиад иногда становится больше, чем бюджетных мест в вузах. Пресса об этом уже писала множество раз, но никто не хочет решать эту проблему кардинально. Министр науки и образования обещает вводить ограничения на количество мест, занимаемых олимпиадниками, но это лишь часть проблемы.
Олимпиады превращаются в «справочник по подкупу»: кто даст больше взяток организаторам, кто предоставит лучшие результаты, тот и пройдет. Фактически эта система является самым ненадежным и непрозрачным способом отбора студентов. Олимпиады можно подделать, их результаты зачастую не проверяются должным образом. В итоге лучшие дети лишаются своих мест в университетах, а вместо этого в топовые вузы поступают призеры сомнительных олимпиад, организованных как бизнес-структуры.
Поступление без ЕГЭ: обман системы
Особая проблема возникла с поступлением в университеты без ЕГЭ, особенно для тех, кто использует обходные пути: колледжи и техникумы. В некоторых вузах специально поступают дети с намерением не сдавать ЕГЭ, потому что так проще обойти конкурс. В результате — система отсеивания просто исчезает. Чтобы продвинуться в вузы, студенты вынуждены работать, а не получать качественное образование.
На этом фоне теряются даже надежды на лучшую высшую школу — умные дети не хотят становиться абитуриентами, потому что им нет смысла конкурировать за места, которые заведомо заняты другими категориями поступающих. В итоге талантливые и перспективные выпускники просто уезжают за границу, где не тратят свои годы на посредственные университеты, а находят себе достойное место в лучшей системе.
Рано или поздно эта ситуация приведет к тому, что Россия начнет терять своих лучших студентов. Уже сейчас в крупных российских университетах ощущается нехватка абитуриентов, которые бы демонстрировали высокий уровень знаний и могли бы привести страну к новым технологическим и научным успехам. Если продолжится такая политика с использованием льгот, квот, интегральных оценок и олимпиад, то умные дети просто покинут страну.
Прозрачные и честные вузы сойдут на нет. Взамен появятся университеты, где будут формировать кадры для иностранных компаний и государства. Студенты с высокими баллами будут вынуждены отправляться за границу, где не только можно получить достойное образование, но и где именно знания будут цениться. У нас останется лишь устаревшая система, где дипломы заменят качественное образование, а место в университете станет местом распределения не по знаниям, а по связям, конкурсам и личным преимуществам.
Куда уйдут умные дети?
В современном мире открытые границы предоставляют возможность талантливым студентам уйти туда, где еще ценят знания. Уже сейчас множество умных школьников, попавших под давление олимпиадников и льготников, вынуждены выбирать более скромные университеты или вовсе отказываться от высшего образования. Если ничего не изменится, то лучшие и самые перспективные уедут за границу. И это будет крах для российской системы образования, которая могла бы стать плацдармом для высокотехнологичного будущего.
Талантливые и образованные дети уезжают, а их место занимают посредственные, чьи успехи обоснованы не знаниями, а благами и преимуществами, которые дает сегодняшняя система. Именно поэтому стоит срочно пересмотреть подходы к образованию, чтобы дать шанс не только тем, у кого есть связи и богатые родители, но и тем, кто честно стремится получить качественное образование. Иначе высококвалифицированные кадры будут утекать за границу, а Россия останется без будущих специалистов и лидеров науки.
Единый государственный экзамен должен оставаться главным инструментом отбора, но его надо укреплять, а не разрушать. Только так можно создать справедливую и честную конкуренцию, где шанс на успешное будущее будет равен для всех, кто приложил усилия. Вместо того чтобы вводить «интегральные оценки» и размывать правила поступления, стоит сосредоточиться на укреплении контроля над олимпиадами, квотами и другими дополнительными механизмами. Иначе умные дети вынуждены будут покидать Россию, где их больше никто не ценит.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что утверждено расписание ЕГЭ и ОГЭ на 2025 год: что ждет школьников