В Древней Греции молились вне храма в отличие от христиан

19:04, 16 Фев, 2021

Греция — единственная страна, в которой православие закреплено в Конституции как государственная религия. История уважения к ней идет из глубины веков. В Древней Греции играла важную роль, поскольку вера была неотъемлемой частью культуры. Возводились красивые просторные храмы, но молиться нужно было вовсе не там. Назревает вопрос: почему древние греки молились вне храма, а христиане — внутри церкви?

Согласно истории религии, когда апостол Павел пришел с проповедью на эллинские земли, среди прочих рукотворных сооружений он увидел жертвенник неизвестному божеству. Решив обратить эллинов в христианство, Павел воспользовался наличием уже привычного им божества, которое звали Неведомым богом.

Удивительно, но апостолу удалось обратить в христианство народ язычников. Культ идольских богов эллинов плавно трансформировался в христианство с его особой культурой моления. Согласно историкам, это редчайший случай, когда библейской доктриной удалось освятить уже культурный и образованный народ. С тех пор древние греки немного изменили порядок отправления культа: христиане стали молиться внутри красивых церквей, а не снаружи, как раньше.

Греки украшали храмы снаружи, а византийские мастера — изнутри

Греки, став христианами, стали строить новые храмы, но в зодчестве эллинов всегда чувствовалось византийское влияние. По сути, эти две страны в свое время были сильными конкурентами, попутно обменивались достижениями культуры и науки. Различие в возведении религиозных зданий у них были такие: греки украшали храмы снаружи, а византийские мастера старались изукрасить ее изнутри.

Получается, что для греков ритуал молитвы был одновременно и сеансом культурным: находясь вне стен храма, они восхищались красотой дома, в котором жил Бог. В Византии придерживались другого взгляда, считая, что всевышний обитает где-то не здесь, но ему приятно видеть богато изукрашенные храмы в его честь.

Очевидно, такое видение византийцев пояснялось устройством их государства: централизованное управление и восприятие императора как подобия отца Небесного. В пользу этой теории говорит и тот факт, что в Х веке изменился обряд вступления на византийский престол.

Раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как божьего помазанника в главной церкви страны — храме святой Софии (с недавних пор этот храм стал мусульманским с подачи Турции). С этого периода император нарекался василевсом (царем), а также автократом (самодержцем).

Из этого следует вывод, что культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии Византии. Граждане признавали империю совершенной формой государственного устройства, и идея империи всячески обосновывалась политическими теориями не без усилий религиозного руководства. Греция была лишена такой спайки, религия для эллинов оставалась личным делом, не государственным.

В Византии церковь всегда оставались мощной силой: василевсы позиционировали себя верными ее сынами и проводниками идей. Но несложно догадаться, что в реальности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Такое сращение светской и религиозной жизни было крайне выгодно для древних правителей, однако с течением веков эта связь неизменно ослаблялась.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *