В России за год разоблачили 594 шпиона

12:30, 15 Мар, 2019
Анна Федорова

За 2018 год отечественная контрразведка раскрыла почти 600 шпионов, заявил на этой неделе президент России Владимир Путин. Из них — 129 кадровые сотрудники, еще 465 — завербованные агенты. О том, много это или мало, куда шпионы внедряются чаще всего и что с ними происходит после разоблачения, отвечает «URA.RU».

594 шпиона за год — это много или мало?

Специалисты уверяют, что эта цифра говорит о колоссальном интересе западных спецслужб к России. Подобным числом выявленных шпионов статистика изобиловала только в преддверии Великой Отечественной войны, весной 1941 года, говорит историк, ветеран спецслужб Игорь Атаманенко.

«Колоссальная цифра, сравнимая с количеством засланных в СССР немцами», — подчеркнул он.

Меньше шпионов, чем сейчас, выявляли даже во время холодной войны, констатирует историк спецслужб Андрей Ведяев. В период с 1970-х и вплоть до начала 1980-х в СССР было разоблачено порядка 400 шпионов, указывает он.

«Контрразведка в нашей стране всегда была очень мощная. Нынешнее количество выявленных агентов говорит о том, что иностранные спецслужбы активизировались. К тому же стоит учитывать, что в 21 веке для России появилось много угроз. Ранее угрозы международного терроризма не было. Он сформировался последние десятилетия под влиянием западных держав», — заявил эксперт.

Какие сферы чаще всего привлекают шпионов?

В первую очередь это политическая часть, говорит полковник в отставке, военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» Виктор Баранец.

«В данном случае это поиск компромата на членов правительства и Кремля», — сказал он. Следом идет экономический блок с целью выявления слабых мест, которые могут расшатать финансовое положение страны, чтобы «народ с вилами побежал на Кремль».

«На третьем месте — военно-промышленный комплекс и армия. В последнее время разведки стран НАТО активизировали добычу информации, которая касается оборонно-промышленного комплекса и всех новейших разработок российского вооружения», — говорит он.

Напомним, что 1 марта 2018 года в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин рассказал о том, что в России успешно прошли первые испытания новейшей межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Ее максимальная дальность полета составляет 16 тысяч километров. Ожидается, что «Сармат» придет на смену советским комплексам «Воевода». По словам президента, аналога подобных ракет пока нет ни у кого в мире.

Кто такой шпион?

Теперь давайте разберемся кто такой шпион? И кого мы называем шпионами?

В одной из первых книг, посвященной разведке, дается такая формулировка:

«Все наши сотрудники — это разведчики, а все вражеские — это шпионы».

Слово «шпион» — всегда, во всем мире считалось презренным словом. Считается, что это люди, которые за деньги продали интересы и тайны своей страны.

Но есть глубокое различие между разведчиками-героями и подкупными шпионами, хотя и одни, и другие как-будто преследуют общую цель: узнать секреты врага. Но вряд ли мы можем называть шпионами пойманных и казненных в годы 2-ой мировой войны в Германии, участников «Красной Капеллы», которые помогали разведке. Они были смелыми и яростными антифашистами, готовыми отдать свою жизнь так же, как и те солдаты, которые бились с врагом на фронте.

Эти люди не получали за свою работу никаких денежных вознаграждений, их цель была одна — защитить народ Германии от фашизма. Аналогичных случаев в истории разведки было немало.

Зачем нужны шпионы?

Почему у каждого государства — и не только — есть свои спецслужбы ? Быть может, холодная война еще не закончилась? Все эти вопросы, по мнению Лучио Караччиоло (газета La Repubblica), возникли после того, как весь мир стал свидетелем самого необычного в истории обмена шпионами.

По правде говоря, после крушения Берлинской стены первыми, кто засомневался в своем будущем, стали шпионы половины стран мира, мужчины и женщины из «секретных служб». А после самоубийства СССР секретные агенты США, Европы, а также России начали опасаться того, что политики поместят их в нафталин, пишет автор статьи. Общественность многих стран стала задумываться: зачем платить спецслужбам, в которых больше нет нужды?

9 сентября 1997 года директор итальянской контрразведки адмирал Джанфранко Баттелли провел операцию «Бранкаччио». Ее суть заключалась в проведении встречи в Риме представителей итальянских, американских, российских, немецких, французских и испанских спецслужб. Все они старались доказать, что их прославленной корпорации рано уходить на пенсию.

Выступление российского генерала Леонида Шебаршина — последнего председателя КГБ СССР — полностью соответствовало настроению собравшихся: «Я бы хотел предостеречь от ошибки рассматривать секретные службы как продукт холодной войны…. Секретные службы всегда существовали, как в мирное, так и в военное время, поскольку их цель — предвидеть возникновение конфликтов и снабжать свое государство информацией, которая может оказаться полезной для их предотвращения или противостояния им. Поэтому полагать, как это делают некоторые западные страны, что после исчезновения врага — Советского Союза — в спецслужбах больше нет нужды, — серьезная ошибка».

Сидевшие вокруг стола бывшие (бывшие ли? ) противники согласно кивали. Особый энтузиазм у них вызвало последнее высказывание генерала: «Мы все хорошие друзья, однако же мы всякий раз пытаемся узнать чужие секреты, естественно, нарушая закон…. Даже в самых счастливых семьях порой есть необходимость в небольшом шпионаже».

События 11 сентября, война с терроризмом вновь признали законной разведку.

«И, прежде всего, важность человеческого фактора в ремесле, которое нельзя доверить лишь сверхсовершенным машинам. Раскрыть и по возможности внедриться в ячейки террора, перехватить и расшифровать их переписку — именно такая деятельность поручена разведке общественностью западных стран и не только. Менее известны, но обладают такой же стратегической важностью операции в сфере экономического и технологического шпионажа. Их осуществляют государства или крупные международные корпорации, а также преступные организации», — пишет издание.

«Каждая спецслужба стремится обзавестись своим банком данных, создать свой запас секретной информации и анализа. И самая острая конкуренция очень часто возникает не с иностранными агентствами, а между отдельными корпорациями одной национальной системы, что приводит к разрушительным последствиям для безопасности государства, которое они должны защищать. Об этом кое-что известно американцам, которые страдают на самом горячем боевом фронте — в Афганистане — от последствий холодной войны между агентствами, теоретически подчиняющимися одной и той же администрации. Примером может служить история генерала Маккристала».

Что касается мегаобмена между США и Россией, то он не имеет никакого отношения к холодной войне. Суть произошедшего не в аресте десятка русских шпионов, а в том, что Москва и Вашингтон очень быстро договорились об обмене. «Перезагрузка», к которой стремились Обама и Медведев (возможно, даже Путин), начинает давать плоды.

«Белый дом прилагает усилия к наведению порядка в лабиринте своих слишком многочисленных структур разведки. Что касается российского режима, то он готовится передать больше полномочий ФСБ, наследнице КГБ, во имя государственной безопасности», — пишет издание.

«В этом мире, вышедшем из-под контроля, американцы и русские нуждаются друг в друге больше, чем когда они контролировали каждый свою половину мира. Нет, шпионам не грозит безработица», — пишет в заключение автор статьи.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *