Какой церковный праздник сегодня, 6 июля, отмечают в православном мире
В субботу, 6 июля 2024 года, православные верующие отмечают сразу 6 праздников в честь святых и мучеников, посвятивших свою жизнь вере во Христа. Разберемся в истории этих событий, их особенностях и традициях.
Церковные православные праздники 6 июля
Владимирская икона Божией Матери
Этот праздник был установлен в знак благодарности жителей Москвы святому лику за спасение столицы от татарского нашествия, возглавляемого ханом Ахматом в 1480 году.
Собор Владимирских святых
День памяти святых, почитаемых Владимиро-Суздальской епархией, установлен Русской православной церковью в 1982 году.
Мученица Агриппина Римляныня
В этот день Церковь вспоминает деяния святой Агриппины, замученной до смерти в период правления императора Валериана, известного гонителя христиан.
Праведный отрок Артемий Веркольский
День посвящен святому Артемию, праведному отроку из селения Веркола, жившему с 1532 по 1545 годы. В возрасте 13 лет он был убит ударом молнии.
Второе перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского
Этот праздник напоминает о втором перенесении мощей святителя Германа, Казанского архиепископа, которое состоялось в 1714 году. В настоящее время его останки находятся в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре в Казани и в Успенском Свияжском монастыре.
Петров пост (Апостольский)
Очередной день праздничного периода. Многодневный пост был утвержден в память об апостолах Павле и Петре.
День ангела 6 июля: мужские и женские имена
Согласно церковному православному календарю, 6 июля именины отмечают следующие имена.
Мужчины
- Александр: от древнегреческого имени Александрос («защищать» и «мужчина»).
- Алексей: от древнегреческого Алексиос («защитник»).
- Антон: от древнеримского родового имени Антониус («встречаться», «сражаться»).
- Артем: от древнегреческого Артемиос (посвященное богине Артемиде).
- Герман: от латинского «Германус» («близкий», «родной», «настоящий»).
- Иосиф: от древнееврейского имени Йосеф («Бог воздаст»).
- Митрофан: от древнегреческого Метрофанес («показывать мать»).
- Петр: от древнегреческого Петрос («надежный» или «камень»).
- Святослав: русское имя, означающее «священная слава».
- Теодор: от латинского «посланник Божий» или «дар Господа».
- Федор: современная версия имени Теодорос («дарованный Богом»).
Женщины
- Агриппина: женская версия имени Агриппин, основанного на древнеримском родовом имени Агриппа («дикая лошадь»).
Обряды, ритуалы, традиции, заговоры 6 июля, в день Аграфены Купальницы
В этот день девушки часто заготавливали банные веники, которые использовались в течение следующего года. С полудня они отправлялись в лес на запряженных лошадях, собирали ветки молодой березы, липы, ивы, черемухи, смородины, рябины и калины. Вместе с ними для аромата добавляли целебные травы. Первый веник, который использовали в парилке на праздник Аграфены Купальницы, делали из смеси полыни, мяты, полевой ромашки, иван-да-марьи и других растений. Этот веник, по поверьям, мог исцелить купающихся от любых заболеваний.
6 июля также украшали вениками из пряных трав рога коровы, которая недавно отелилась, чтобы сохранить ее молочность и здоровье приплода. На праздник Аграфены Купальницы собирали крапиву и чертополох, которыми украшали порог и окна для защиты дома от злых сил. Для здоровья, счастья и богатства жильцов под порог клали ветки шиповника и осины. Существовала традиция, когда девушки собирались в группы и ходили по домам, прося хозяев «умыть» их, то есть подарить платок, бусы, заколки, ленточки и другие украшения. На рассвете этого дня выставляли на солнце емкость с водой, которой следовало умыться до заката, чтобы весь год быть здоровыми.
Согласно старинным приметам, в праздник Аграфены Купальницы всем нужно было искупаться в водоеме, иначе можно было привлечь неприятности на целый год. Поэтому во дворе всегда оставляли емкость с водой, смешанной с грязью, и обливали прохожих, кроме стариков и детей. Было хорошим знаком испачкать девушек, которые в ответ бросали грязью в обидчиков. В конце концов все бежали к водоему, чтобы искупаться в одежде.
В день Купальницы очищали колодцы, чтобы защитить воду от порчи и наделить её целебными свойствами на весь год. Нуждающимся раздавали «обетную кашу». На центральной площади ставили длинные столы, на которых размещали блюда с ячменной кашей и другими угощениями. Древние славяне верили, что раздача еды малоимущим обеспечивает хороший урожай и крепкое здоровье.
6 июля была важная традиция: женщины собирались в бане. Мужчинам на Аграфену вход туда был запрещён, так как в бане проводились специальные ритуалы и заговоры. Например, существовал обряд, когда женщина делала венок из тысячелистника и била себя им по спине, приговаривая:
«Тысячелистником бью – тысячу лет проживу. Раз удар – не будет на теле ран, два удар – буду сильной как баран, три удар – не познаю горячки жар. Аминь».
После такого ритуала девушки не болели в течение ближайшего года.
В день Аграфены Купальницы проводили ритуал на верность супруга. Для этого девушки сами собирали березовые ветви с семи деревьев, растущих неподалеку от реки, связывали их лентой и парили ими жену того, кого заговаривали. При этом произносили магические слова:
«Березка к реке пригнулась, так и муж и жена друг за друга гнутся, как береза водой питалась, так и муж с женой будут друг друга любовью питать, никогда о ней не забывать».
Затем женщина брала использованный веник себе, чтобы потом парить им мужа, повторяя те же слова.
6 июля также читали заговоры, чтобы приворожить суженого. Для этого брали ветви липы, связывали их цветной лентой и били себя веником, произнося:
«Липни ко мне, любимый, не отлипай. Душой и сердцем ко мне прикипай. Будем вместе всегда, не разлучат нас никогда».
После бани использованный веник несли к дому возлюбленного, снимали с него ленту и вплетали в косу, а ветки липы оставляли под порогом, чтобы парень прошел через них.
Существовал также обряд для избавления от врагов. Для этого использовали ветви молодого дуба, перевязывали их черной нитью и читали следующие слова:
«Дуб-дубок, ты силы недюжей, меня послушай. Дай мне крепости своей, чтобы освободиться от вражей. Пусть уйдет от меня и насланная ими беда. Аминь. Аминь. Аминь».
Затем 12 раз били себя этими ветками по спине, приносили их домой, высушивали и сжигали на костре.
Еще одним важным заговором был обряд от пьянства, который проводили 6 июля. Для этого использовали осиновый веник, распаривали его и читали заговор:
«Нечисть осиновым колом изгнали, так и хмель из раба Божиего (имя) изгонится и никогда к нему не воротится. Ныне и присно, и вовеки веков».
Заговоренный веник клали под кровать человека, страдающего пьянством.