Какой церковный праздник сегодня, 23 января, отмечают православные христиане

12:45, 22 Янв, 2023
Анна Федорова

Известно, что 23 января жители Российской Федерации отмечают сразу шесть православных церковных праздничных событий. В этом материале вы сможете найти более подробную информацию о самых значимых праздничных событиях, постах и днях почитания памяти священнослужителей.

Церковные православные праздники 23 января

Григорий Летоуказатель

Это день священнослужителя Григория Нисского, епископа. Известно, что 21 января верующие отмечают день почтения памяти святого Григория, который был епископом в городе Нисса, Каппадокия. Святой боролся с арианством и написал множество богословских трудов. Григорий жил в IV веке.

Священнослужитель Григорий был епископом Нисским, он приходится младшим братом святителю Василию Великому, память которого чтут 1 января. Символично, что рождение и воспитание святого совпало с самым разгаром арианских споров. После получения образования будущий епископ стал учить людей красноречию. В 372 году удостоился сана епископа города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем православия и вместе с братом своим всегда боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан. В 376 году Григория ложно обвинили арианцы в неправильном употребление церковного имущества, его лишили кафедры и отправили в Анкиру. Через год священнослужитель вновь был заочно низложен собором арианствующих епископов, однако продолжал укреплять свою паству в Православии, святой переходил с места на место.

После кончины правителя Валента в 378 году, святого вернули на кафедру, где он с радостью был принят своей паствой. Через год умер святой Василий Великий, который приходился Григорию старшим братом. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего учителя и родственника. Известно, что Григорий написал своему брату надгробное слово и завершил составленное святителем Василием описание шести дней творения, как его позже стали называть Шестоднев. В этом же году Григорий принял участие в Антиохийском Соборе против еретиков, которые не чтили непорочного девства Божьей Матери, и других, кто поклонялся Богоматери как Божеству. Григория избрали для обозрения храмов в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути Григорий решил посетить Иерусалим, где он и поклонился Святым местам.

В 381 году священнослужитель Григорий стал одним из главных участников II Вселенского Собора, который был созван в Константинополе против ереси Македония. Известно, что Македоний неправильно учил и рассказывал людям о сущности Святого духа. Во время этого Собора по инициативе святого Григория, все участвующие решили дополнить Никейский Символ веры.

Вместе с другими священнослужителями Григорий утвердил в сане архипастыря Константинопольского Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский стал участником Собора в Константинополе, где решил произнести речь о Божестве Сына и Святого Духа. Через три года он вновь прибыл в Константинополь, где произнес надгробное слово императрице Плакилле. В 394 году Григорий в очередной раз отправился в Константинополь, где стал участником Поместного Собора для решения церковных дел в Аравии.

Священнослужитель Григорий Нисский всегда отчаянно защищал православные догматы, он был ревностным учителей своей паствы. По отношению к отцам своих учеников он был очень милосерден, терпелив и миролюбив. Когда Григорий дожил до преклонных лет, он мирно умер вскоре после очередного Собора в Константинополе. Вместе со своими современниками, Василием Великим и Григорием Богословом, Григорий Нисский оказал значительное влияние на жизнь церковную. Сестра Григорий, святая Макрина говорила ему, что церкви посылают его и зовут на помощь.

Святитель Григорий стал частью истории как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Григорий обладал глубоким философским даром, он знал и понимал философию лишь как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Святителя Феофана Затворника Вышенского

Следующий праздник, который в этот день отмечает церковь — это день святого Феофана-затворника, при рождении он получил имя Георгий Говоров. Известно, что святой проживал в период с 1815 по 1894 года, он является относительно молодым священником. Святой преподавал в Санкт-Петербургской Духовной академии, которую позже и возглавил, став ее ректором. Причислен к лику святых в 1988 году.

Георгий Говоров появился на свет в январе 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году году завершил обучение в Орловской Духовной Семинарии и решил поступить в Киевскую Духовную Академию. В 1841 году завершил обучение в Академии и принял монашество, взяв имя Феофан. Далее он стал учителем в Духовной Академии. Через несколько лет был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон и изучал подробное писание отцом Церкви.

Будущий святитель решил основательно изучить греческий и французский на Востоке, он также ознакомился и с еврейским и арабским. Когда началась Крымская война, члены Духовной Миссии были отозваны в РФ, а в 1855 году Феофан, находясь в должности архимандрита, начал преподавать в СПДА, затем стал ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 года святитель стал настоятелем посольской церкви в Константинополе, с 1857 года был ректором СПДА.

В целях подъема народного образования святой Феофан решил устроить церковно-приходские и воскресные школы, также он открыл женское епархиальное училище. В это же время он заботился и о повышении образования духовенства. С лета 1863 года святой был на Владимирской кафедре. Через три года из-за прошения был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Монастырские стены звали святителя на новый духовный подвиг.

Время, которое оставалось от богослужения и молитвы, Феофан решил посвятить письменным трудам. После Пасхи 1872 года святитель решил уйти в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование священного писания, перевод творений древних отцов и учителей. Феофан говорил, что писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить.

Святитель оказал невероятное влияние на духовное возрождение общества. Его учения во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в плане раскрытия тем о преклонном возрасте, умном делании и молитве. Святитель мирно скончался в январе 1894 года, во время торжества Крещения Господня. Когда он умер, на его лице просияла блаженная улыбка. Святого похоронили в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Святой был канонизирован в 1988 года как подвижник веры и благочестия, который оказал наибольшее влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями. Эти творения могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

Преподобного Маркиана Константинопольского, пресвитера

Это день памяти священнослужителя Маркиана, пресвитера Великой константинопольской церкви. Он построил множество храмов во имя святых мучениц Анастасии и Ирины. Известно, что у святого был дар чудотворения. Он пжил в V веке.

Святой Маркиан, пресвитер и эконом Великой церкви в Константинополе появился на свет в Риме и в юности получал начальное образование в Константинополе. После кончины родителей святой стал наследником богатства, которое он направил на постройку и обновление храмов. Святой построил храм во имя святой мученицы Анастасии, он богато украсил его и перенес в него святые мощи мученицы. Маркиан также построил церковь для святой мученицы Ирины. Патриарх обратил внимание на нравственную чистоту, строгую подвижническую жизнь и красоту.

Преподобный Маркиан раздавал из своих богатств щедрую милостыню, а сам отличался нестяжательностью, он буквально во всем себе отказывал. Если верить заповеди Спасителя, то у святого даже не было и двух одежд, у него не было чем заменить промокшую от дождя одежду, вот насколько сильно он хотел помогать людям. Святой получил дар чудотворения и сан пресвитера, он исцелял больных и изгонял демонов. Умер святой в 472 году (в некоторых источниках в 474) и был похоронен в храме святого Иоанна Предтечи (того самого, который крестил Иисуса) в Константинополе.

Священномученика Анатолия, митрополита Одесского

Данное торжество создано в честь священнослужителя Анатолия, который получил имя при рождении Андрей Грисюк. Анатолий был митрополитом в Одессе и Херсоне. Проживал в период с 1880 по 1938 год. Скончался в больнице Ухто-Печерского концлагеря, а к лику святых его причислили в 2000 году.

Священномученик Анатолий был митрополитом Одесским и Херсонским. Появился на свет Андрей Грисюк в августе 1880 года в городе Ковель Волынской губернии, его отец был казначеем. С самого детства мальчик привык трудиться, он был очень простой и вел соответствующий образ жизни, ведь семья жила очень скромно. У Андрея было две сестры: Раиса и Мария, которые позже во многом разделили его жизненные трудности.

В 1900 году Андрей завершил обучение в Волынской Духовной Семинарии и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь у него окрепло желание послужить Господу в иноческом чине. В 1903 году Андрея постригли в монахи, и он взял себе имя Анатолий, в том же году он был возвышен в сан иеромонаха. Спустя четыре года уже отец Анатолий завершил обучение в Киевской Духовной Академии и стал профессорским стипендиатом. Еще через четыре года он защитил научную степень магистра богословия, а с 1911 года он стал доцентом Академии и был воздвигнут в сан архимандрита. Научный интерес Анатолия был сосредоточен на изучении истории Сирийского Монашества до арабского нашествия.

В течение двух лет он работал с очень древними рукописями в Патриаршей библиотеке в Константинополе, благодаря знаниям французского, немецкого, греческого, английского и латинских языков он смог познакомиться с новейшими исследованиями на эту тему. В 1912 году Анатолия назначили экстраординарным профессором Киевской Духовной Академии. В том же году он перешел в столицу России и был назначен инспектором Духовной Академии. В 1913 году архимандрит Анатолий был призван к епископскому служению, тогда же состоялась его хиротония во епископа Чистопольского. Когда совершалось таинство посвящения, все люди, которые присутствовали на тот момент на церемонии, были удивлены чудесным явлением: в момент посвящения на Анатолия упал сноп света, который, в свою очередь, образовал удивительное сияние вокруг головы его.

Совсем скоро епископа Анатолия назначили на должность ректора Казанской Духовной Академии. Дальше последовал указ от богоборческой власти закрыть все духовные учебные заведения. Владыка только формально подчинился этому указу. Академия сохранила учебную программу и прежнюю структуру, она занималась как бы частным порядком, прямо как частное учебное учреждение. Через полтора года чекисты решили вскрыть присланный епископом Анатолием Патриарху пакет с отчетом о учебной деятельности Академии. Весной 1921 года Святителя арестовали, хотя формально закон никто не нарушил, он был осужден на год тюремного заключения.

С 1922 года Анатолия назначили епископом Самарским и Ставропольским, однако уже в феврале 1923 года он вновь был отправлен в тюрьму. После выхода на свободу Анатолия возвели в сан архиепископа, а уже через 1,5 месяца за сопротивление расколу вновь был арестован. В застенках ГПУ Анатолия жестоко били, ему сломали челюсть и два ребра. В тюремной больнице он перенес тяжелейшую операцию, Анатолия выписали с больницы в 1924 году. На три года его сослали в Полторацк, а затем в Красноводск, где он в общей сложности пробыл до 1927 года. После отбывания тюремного срока святой поселился в столице России.

С 1928 года Святого назначили архиепископом Одесским и членом Временного Синода при заместителе Патриаршего Местоблюстителя, митрополите Сергии. В октябре 1932 года Анатолия возвели в сан митрополита. Далее святой также управлял Харьковской епархией. Эксперты говорят, что в 1934 году Анатолий присутствовал на совещании у епископа Варфоломея, вместе с митрополитом Арсением, где и признал дальнейшее следование завещанию мудреца Алексия Зосимовского — поминать предержащие власти и не отходить от митрополита Сергия.

На глазах у Анатолия было уничтожена большая часть храмов, сам он служил в Успенском Соборе. Вокруг него собиралась религиозно настроенная молодежь. Анатолий хотел подготовить молодых парней к иерейскому сану, владыка своим характером был очень мягок, добр и сердечен. Проживал он крайне скромно, можно даже сказать, бедно. На богослужения в последнее перед арестом время он отправлялся пешком, всегда опускал глаза и молился. Он был самое спокойствие, будто его ничто не беспокоило.

Последнее место, где прослужил святой — была Свято-Димитриевская церковь. Все остальные одесские храмы уже были закрыты к тому времени. После ареста в 1931 году почти всех одесских священнослужителей Анатолий решил отправиться в советские учреждения с просьбой об их освобождении. Анатолия несколько раз унижали, а затем и самого стали вызывать на ночные допросы в НКВД. Бывало и такое, что во время архиерейского богослужения прямо в церковь ворвались агенты и требовали немедленно пройти на допрос. Анатолий говорил, что не будет прекращать богослужения и придет после его окончания.

В ночь с 27 на 28 июля 1936 года Анатолий был арестован в Одессе. Власти решили отвезти его в столицу Украины, где его держали в жестоких условиях в течение полугода. Зимой для дальнейшего следствия Анатолия отправили в Москву. В самом начале 1937 года НКВД вынесли приговор — заключение в лагере на пять лет.

Перед тем как отправиться на север, Анатолий уже был лишен возможности передвигаться. Однако его отправили общим этапом вместе с уголовными преступниками, которые в дороге обворовывали беспомощного мудреца. От стоянки до стоянки святого гнали пешком, его толкали в спину прикладами. Когда святой терял сознание, его кидали в грузовик и вновь заставляли идти пешком. Позже святителя довезли до Кылтовского Ухто-Печорского лагеря, что находится в республике Коми. Анатолий уже был с хронической язвой желудка, миокардитом и больными легкими, с такими болезнями его принудили к тяжкому труду.

В документации лагеря о заключенном священнослужители говорилось, что работает он добросовестно, а к инструментам относится бережно. Летом священник заработал воспаление легких, однако жесточайший режим работы никак не смягчился. Охранник писал, что работу священнослужитель выполняет всего на 62%. Из-за старости работает слабо, но всегда старается. Позже сообщили, что к физической работе Анатолий не годен.

В конце 1937 года Анатолий почти лишился зрения. К нему приехала родная сестра Мария, чтобы хоть как-то помочь своему брату. Он попросил разрешения посмотреть родной сестре в лицо перед смертью, однако даже эту просьбу никто не удовлетворил. В январе 1938 года святой скончался в больнице Ухто-Печерского концлагеря, он умер от пыток. Перед смертью к Анатолию пришли, чтобы отнять у него нательный крест. Евангелие палачи вырвали, однако крест Анатолий не отдал, он защищал его холодными руками и отошел в мир иной. Останки святого благоговейно похоронили в вечной мерзлоте с бывшими с ним в заключении православными, на его могиле люди сделали небольшой крест из веток. Анатолия причислили к лику святых летом 2000 года для общецерковного почитания.

Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского

День памяти священнослужителя Дометиана, епископа Мелитины. Он проживал в VI веке, и у него был дар чудотворный.

Преподобный Дометиан появился на свет и жил в VI веке во времена правления императора Иустина Младшего. У него была супруга, но вскоре она умерла, после этого он принял монашество и проводил строгую жизнь. В возрасте 30 лет его избрали епископом города Мелитины. Мудрый священнослужитель стяжал славу доброго и ревностного пастыря. Дометиан несколько раз выполнял государственные поручения в Персии для устранения конфликта с грекам. Преподобному часто преподносили богатые дары, которые он раздавал на содержание неимущих.

Преподобного Павла Комельского (Обнорского)

День памяти священнослужителя Павла Комельского, ученика преподобного Сергия Радонежского. Проживал в период с 1317 по 1429 годы. Является основателем храма имени Святой Троицы и Павло-Обнорского монастыря.

Преподобный Павел был учеником преподобного Сергия Радонежского, он появился на свет в столице России в 1317 году. С детства он отличался благочестием, уже в подростковом возрасте он проявлял милосердие к малоимущим и страждущим. Богатые родители готовили Павла к мирской жизни, однако сын в 22-летнем возрасте решил тайно покинуть родительский дом и был пострижен в Рождественском монастыре на Волге. С этого монастыря Павел решил перейти в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, после чего несколько лет провел у него на послушании.

Получив благословение Сергия, он стал жить неподалеку от обители в отшельнической кельи, где и пробыл 15 лет в одиночестве. Позже он попросил у преподобного Сергия благословения отправиться в пустыню для уединенной жизни. Святой долгое время путешествовал и искал себе место для уединения. Павел обошел множество пустыней, побывал у преподобного Авраамия и остановился в Комельском лесу. Над речкой Грязовицей преподобный устроил себе небольшую келью, где прожил три года в полном одиночестве.

Далее Павел перебрался на реку Нурму, где решил построить себе небольшой дом и выкопать колодец. Дни святого проходили лишь в молитвах. Пять дней в неделю святой ничего не ел, лишь в субботу и воскресенье он позволял себе вкусить немного хлеба и воды. Слухи об отшельнике распространялись, к нему начали приходить люди, желающие его духовного руководства. Несмотря на любовь к одиночеству, преподобный никогда не отказывал людям в духовном утешении и наставлении. Здесь его встретил Сергий Нуромский, который также искал одиночества по благословению своего наставника.

Павел построил Свято-Троицкую церковь, вокруг которой позже вырос целый монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Павел прожил долгую жизнь, он скончался в возрасте 112 лет.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *