Верховный Суд признал штрафы по фотографиям незаконными
Жалобы на неправомерные штрафы, выписанные на основе фотографий и видео, сделанных со смартфона, заставили Верховный Суд напомнить о принципах наказания за административные правонарушения. Чиновники подчеркнули, что данные материалы не могут служить единственным доказательством.
Недовольство вызвала работа ЦАФАП. Сотрудники Центра автоматизированной фиксации нарушений штрафовали водителей, оставивших машины у собственных загородных домов. Людей обвиняли в незаконной парковке. Доказать невиновность им приходилось самостоятельно.
Плитка – еще не тротуар
Подобная история произошла с Татьяной Дягилевой. В приложение «Помощник Москвы» поступило фото с ее машиной, стоящей на плитке, возле участка травы. Женщине пришел штраф за парковку на тротуаре.
Пострадавшая неоднократно обращалась в суд, пытаясь доказать, что участок, где находился автомобиль, не является пешеходной зоной. Она предоставила документы, показывающие, что место является придомовой территорией, где, теоретически, стоянка не запрещена.
«Но все доводы разбивались о заявления, что на фотографии видна плитка, бордюр и зеленые насаждения. То есть – все признаки тротуара», — отмечали участники.
Дело дошло до Верховного Суда. Здесь скептически отнеслись к позиции нижестоящих инстанций. Чиновники подчеркнули, что наличие плитки и зеленых насаждений не делает территорию тротуаром, то есть – зоной для перемещения пешеходов. Судьи также отметили дополнительные нарушения: отсутствие запроса о статусе участка и допроса инспектора, выписавшего штраф.
Презумпция невиновности не отменяется
Столкнувшиеся с ЦАФАП водители часто вынуждены самостоятельно доказывать неправомерность постановления. Это нарушает принципы презумпции невиновности, действующие в российском суде.
В ВС подчеркнули, что фото- и видеоматериалы со смартфонов не могут служить единственным доказательством нарушения. Согласно разрабатываемому Процессуальному кодексу, при рассмотрении дела обязательно получение показаний должностных лиц. В случае, если будет доказана незаконность наказания, человек имеет право требовать компенсацию морального ущерба.