Выпуск российского «самолета будущего» под угрозой
Акционерные общества «Ростех» (ОНПП «Технология» им. Ромашина) и «Аэрокомпозит» попали под американские санкции. Из-за этого новый российский самолет МС-21 может не получить вовремя композитное «черное крыло».
Дело в том, что крыло и некоторые части киля самолета сделаны из композитных материалов, необходимые составляющие для которых производятся в Японии и Соединенных Штатах. До недавнего времени поставки шли регулярно, но после введения санкций они прекратились. Того материала, который есть на данный момент, может хватить только для шести машин.
Кто заменит поставщиков?
По мнению экспертов, качественные японские и американские материалы придется заменить китайскими, более толстыми и тяжелыми. Естественно, это приведет к увеличению общей массы самолета. Второй вариант – отложить выпуск и дождаться разработки отечественных специалистов.
Из российских предприятий на такое, вероятнее всего, способен завод по производству композитных материалов в Елабуге или специалисты «композитного дивизиона» завода «Росатом». Однако и в том, и в другом случае требуется время на конструирование и проверку опытных образцов, а это может на неопределенное время задержать запуск самолета в массовое производство.
«Росатом» от комментариев отказался, а в «Ростехе» сказали, что проблема слишком преувеличена. По словам представителей последнего, американских и японских поставщиков можно заменить другими, не менее надежными. К тому же существует ряд отечественных разработок композитного материала, не уступающего по качеству.
По планам разработчиков, самолет МС-21 – первый самолет, способный преодолеть расстояние в 6000 километров. Современная российская промышленность еще не выпускала подобной модели, поэтому МС-21 назвали «самолетом 21 века». Главное его преимущество – композитные крылья, позволяющие расширить салон и сделать машину более экономичной. Стоимость проекта 438 млрд. рублей.