Вызовы Северного морского пути – сложности в поставках нефти и СПГ

Россия вынуждена пересматривать собственные правила судоходства по Северному морскому пути, пытаясь нарастить грузопоток нефти и СПГ при сохраняющихся логистических и политических рисках. На фоне рекордных показателей 2024 г. и резкого интереса зарубежных судов к арктическому коридору появление регулярных контейнерных рейсов из Китая в Европу служит наглядным сигналом изменения баланса маршрутов мировой торговли. О ситуации сообщает oilcapital.ru
На днях контейнерное судно Istanbul Bridge завершило рейс из порта Нинбо в британский Феликстоу, закрыв путь за 20 дней и сократив время доставки почти вдвое по сравнению с классическими маршрутами через Суэц. Оператор и российские участники процесса подсчитали экономию по срокам и топливу, что усилило приток заявок на транзитные проходы летом–осенью 2025 г. Масштаб и символичность события подчеркнули заинтересованность Китая в диверсификации логистики и укреплении практического сотрудничества с российской стороной по арктической навигации.
Рост интереса к Северному морскому пути – вызовы маршрута
Российских властей нарастает тревога из-за дефицита отечественных судов, способных безопасно и экономично обслуживать перевалки углеводородов по арктическим трассам. Проблемы называются системными: дефицит ледового флота требуемых классов, срыв сроков строительства в рамках государственных программ и влияние санкционных ограничений на цепочки поставок комплектующих и страховку. На этом фоне Минтранс подготовил предложение отложить на 2 года вступление в силу требования о том, что экспортные перевозки нефти, СПГ, газового конденсата и угля по СМП должны осуществляться судами российской постройки. С первоначальной даты марта 2026 г. срок передвинули на март 2028 г. Такое решение призвано избежать резкого обвала экспорта в навигационный сезон и сохранить поток грузов, пока судостроительная база не наберет обороты.
Читайте по теме: Северный морской путь: Китай выходит на арктическую трассу. Конец ли монополии Суэца?
Рост поставок по СМП зафиксирован по итогам 2024 г. Объем грузоперевозок приблизился к 37,9 млн тонн, что стало рекордом, но все равно далеко от прежних государственных амбиций по сотням миллионов тонн грузов в год. Львиную долю в структуре трафика составляют углеводороды: СПГ и нефть выступают ключевыми товарными позициями, при этом СПГ в 2024 г. обеспечил почти 58% общего тоннажа СМП. Параллельно наблюдается более динамичный рост перевозок нефти, зафиксированный международными аналитическими агентствами на фоне расширения добычи в приарктической зоне.
Перспективы Северного морского пути
Ценностная логика маршрута для российских экспортеров очевидна: сырье, добываемое в арктической прибрежной зоне, демонстрирует максимальную транспортную оптимальность при доставке по СМП. В числе приоритетов называются сорта нефти с месторождений Приразломного и проекты по СПГ типа «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», часть объемов которых исторически уходила в европейском направлении. Одновременно аналитики подчеркивают, что уголь остается менее привлекательным грузом на СМП в связи с высокой стоимости ледовых проводок и сопутствующей логистики.
На государственном уровне отмечается смещение бюрократической риторики от прежней амбиции «быстрого рывка» к прагматике поэтапного развития инфраструктуры. Программы по строительству ледоколов, расширению портовой сети и формированию вспомогательных сервисов (спасательных судов, буксиров, баз снабжения) продолжают финансироваться, но сроки реализации сдвигаются из-за роста стоимости материалов и дефицита технологий. При этом «Росатом» сохраняет роль ключевого оператора арктической логистики, выступая координатором ледовой проводки и оператором ряда проектов по цифровизации навигации в арктическом регионе.
Ранее на сайте pronedra.ru писали, что нефть из Арктики пошла в Бруней – партия ARCO впервые отправлена по Севморпути