Северный морской путь: Китай выходит на арктическую трассу. Конец ли монополии Суэца?

23:26, 19 Сен, 2025
Ирина Валькова
Китай захватил остров
Иллюстрация: pronedra.ru

Китайский контейнеровоз отправился в тестовое плавание по Северному морскому пути (СМП), что может стать началом новой эпохи мировой торговли. Однако способна ли российская арктическая трасса на деле конкурировать с Суэцким каналом — вопрос куда более сложный.

20 сентября из китайского порта Нинбо-Чжоушань вышел контейнеровоз грузоподъемностью почти 70 тыс. тонн (класс Panamax). Его конечная точка — британский порт Феликстоу, а маршрут — через Северный морской путь. Переход должен занять около 18 дней — ощутимо быстрее, чем традиционное путешествие через Индийский океан и Суэцкий канал.

По данным издания Politico, речь идет не об эксперименте ради эксперимента, а о попытке положить начало регулярным перевозкам по российскому северному маршруту.

«Арктика открывается. Двадцать лет назад она была скована льдами, а сегодня становится судоходной. Это уникальный регион, где изменения климата напрямую повлияли на глобальную геополитику», —

отметил в комментарии американский эксперт Мальте Хумперт.

Суэцкий канал: перегрузка и риски

Сегодня почти весь грузопоток между Азией и Европой идет через Суэцкий канал. Но эта транспортная артерия давно работает на пределе.

В часы пик перед каналом скапливаются очереди из десятков судов.

Инцидент с контейнеровозом Ever Given в 2021 году показал, как одно ЧП способно парализовать мировую торговлю.

Стоимость прохода для крупного судна может превышать несколько сотен тысяч долларов.

Район Аденского залива и Красного моря регулярно становится ареной атак пиратов и хуситов, что повышает расходы на страховку.

Неудивительно, что некоторые компании предпочитают обходить Африку через мыс Доброй Надежды, хотя это удлиняет маршрут на тысячи километров.

Арктика: преимущество времени и цена рисков

Северный морской путь короче маршрута через Суэц, что позволяет сократить доставку на несколько дней. В условиях высокого спроса на перевозки даже 3–5 дней играют ключевую роль.

«Когда нужно быстро доставить большой груз, дорогой тариф перестает быть главным фактором», —

объясняет аналитик транспортного рынка Питер Сэнд.

Однако СМП пока воспринимается скорее как сезонное дополнение к Суэцу. Причины:

  • навигация возможна лишь с конца июня по октябрь;
  • необходимы ледоколы и суда ледового класса;
  • сложная ледовая обстановка может замедлить движение, лишая маршрут его главного преимущества — скорости.

«Даже с ледоколом суда нередко сталкиваются с серьезными преградами. В итоге расстояние меньше, но времени тратится столько же, сколько через Суэц», —

подчеркивает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Россия и ледокольный козырь

Тем не менее Россия обладает уникальной картой в этой игре — атомным ледокольным флотом, крупнейшим в мире. Власти планомерно развивают инфраструктуру: строятся новые порты, модернизируются причалы, создаются центры навигации. Москва не скрывает, что рассматривает СМП как будущую глобальную транспортную артерию, где Россия будет выступать оператором и извлекать выгоду из транзита.

Китайский фактор: геополитика важнее экономики

Китайский интерес к Севморпути имеет не только экономическую, но и стратегическую подоплеку. На фоне растущей конфронтации с США Пекин ищет альтернативные маршруты, которые невозможно блокировать санкциями или военными действиями.

«Мы видим, что против Китая постоянно вводятся новые ограничения. Логика подсказывает: если Запад решит ограничить транспортные коридоры, СМП может стать страховкой. Для Пекина это вопрос не только бизнеса, но и национальной безопасности», —

поясняет Юшков.

Не случайно, что тестовый рейс совпадает по времени с обсуждением новых масштабных инфраструктурных проектов — от «Силы Сибири-2» до расширения ледокольного флота.

Перспективы: ставка на климат и время

Эксперты прогнозируют, что к середине XXI века, когда арктические льды сократятся еще на 30–50%, Северный морской путь сможет работать дольше и дешевле. Именно тогда он получит шанс превратиться из сезонного маршрута в постоянный конкурент Суэцкому каналу.

Но уже сегодня тестовый рейс китайского контейнеровоза показывает: борьба за контроль над глобальными торговыми потоками выходит на северные широты. И Россия, обладая уникальными ресурсами в Арктике, может оказаться в числе главных выгодоприобретателей.

Пока рано говорить о конце «эры Суэца». Но Северный морской путь из эксперимента постепенно превращается в стратегический проект. Его значение будет расти не столько из-за экономики, сколько из-за глобальной политики, где Арктика становится ареной нового противостояния.

Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали, что Китай заявил о готовности отреагировать на пошлины из-за закупок нефти РФ

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *