Актуальность интеграции детей-мигрантов в российские школы

20:14, 06 Сен, 2023
Евгения Комарова
Источник фото: RG.ru

Вопрос о том, следует ли обучать детей мигрантов в отдельных классах, вызывает живой резонанс в образовательной среде России. На первый взгляд, в мультикультурном обществе должны существовать механизмы для гармоничной интеграции учащихся из разных культурных и этнических групп. Однако реализация такой модели сталкивается с рядом проблем, в том числе языкового характера. Подробный анализ этой проблематики представлен в материалах издания «Известия».

Отдельное обучение детей мигрантов: почему возник вопрос

В Волгограде, в поселке Аэропорт, одна из школ привлекла внимание СМИ благодаря особому классу. В нем учатся дети из стран СНГ, испытывающие трудности с русским языком. Этот класс стал центром обсуждений в 2022 году, а в последующем учебном году обострился вопрос о его дальнейшем существовании из-за отсутствия учителя.

Читайте по теме: Скандальный класс для мигрантов и молчание учителя, как развиваются события в школе Волгограда

Класс «Ж» в МОУ СОШ № 33 был создан с целью объединения детей-мигрантов с ограниченными знаниями русского языка. Этот эксперимент вызвал опасения среди родителей, которые беспокоились о возможных проблемах социализации их детей. Учителям приходилось применять индивидуальные методики, учитывая особенности каждого ребенка. Но, несмотря на языковые преграды, дети продемонстрировали усердие и желание учиться.

С началом нового учебного года произошли изменения в составе педагогического состава класса. Предыдущий учитель перешел к работе с русскоязычными детьми, а его место занял квалифицированный специалист. Руководство школы подчеркивает, что родители учеников класса «Ж» довольны качеством образования.

Основная задача класса «Ж» — усилить изучение русского языка, не ущемляя при этом основной учебной программы. Для этого был введен курс «Учу русский язык», а также использовались интернет-ресурсы, такие как «Дети здесь» и «Перелетные дети», как отмечают на pronedra.ru. Класс активно взаимодействовал с другими классами, участвуя в мероприятиях и праздниках.

Кроме того, кафедра «Русский как иностранный» Волгоградского государственного социально-педагогического университета оказывала методическую помощь. Ученики класса «Ж» успешно участвовали в различных конкурсах и олимпиадах, показывая отличные результаты. К концу года все дети овладели навыками чтения и произношения, а двое из них даже перешли в стандартный класс.

 

 

Нужно ли детям мигрантов отдельное обучение: мнение экспертов

  1. За интеграцию: Многие эксперты считают, что дети мигрантов должны обучаться вместе с русскоязычными детьми. Это способствует их быстрой социализации, адаптации к новой культурной среде и изучению русского языка. Такой подход также помогает бороться с дискриминацией и стереотипами.
  2. За специализированное обучение: С другой стороны, некоторые эксперты утверждают, что детям мигрантов, особенно тем, кто только что приехал и имеет слабые знания русского языка, требуется специализированное обучение. Это позволяет уделить больше внимания их индивидуальным потребностям и помочь им догнать своих сверстников.
  3. Гибридный подход: Есть и такие мнения, что лучше всего сочетать оба подхода. Например, дети могут посещать специализированные классы для изучения русского языка, но также интегрироваться в обычные классы для других предметов.

На текущий момент реальная практика интеграции детей мигрантов в российскую систему образования сталкивается с рядом проблем. Отсутствие четко прописанных норм и регуляций делает этот процесс затруднительным. Кроме того, вопрос финансирования, предназначенного для 11 летнего обучения, не учитывает потребности в создании специализированных программ или подготовительных групп для детей из мигрантских семей.

Для эффективного решения этой задачи требуется внедрение гибких механизмов поддержки, направленных на успешную адаптацию детей мигрантов. Важно изучить и применить международный опыт, где дети, не знакомые с государственным языком, сначала проходят адаптационные курсы, а затем интегрируются в стандартные образовательные группы. Такой подход поможет создать равноправные условия для получения образования для каждого ребенка на территории страны.

Вопросы о мигрантах вне учебной сферы

Марина Дорохова, действующий преподаватель, акцентирует внимание на том, что в последние 5-7 лет вопросы обучения детей-мигрантов, испытывающих трудности с русским языком, стали активно обсуждаться в образовательной сфере. Понимание необходимости применения методик преподавания русского как иностранного языка способствовало успешной адаптации таких детей к языковому окружению и школьной реальности.

С признанием важности этой проблемы, многие вузы начали разработку специализированных методик преподавания русского языка. Особенно активизировался этот процесс после утверждения государственной концепции преподавания русского языка и литературы в 2016 году. Хотя создание учебных материалов для мигрантов идет полным ходом, официального признания они пока не получили из-за отсутствия установленного стандарта.

Геннадий Семигин, представитель Госдумы, подчеркивает, что текущие усилия в области образования детей-мигрантов еще далеки от идеала. Необходимо больше внимания уделить созданию учебных программ, учебников и подготовке специалистов. Эти задачи требуют дополнительного финансирования и являются вопросом национального масштаба.

Семигин также акцентирует внимание на глобальной проблеме миграции. Дети, которые не владеют русским языком, часто растут в семьях, где родители также сталкиваются с языковым барьером. Это ставит под вопрос выполнение требований к мигрантам по знанию русского языка и процедуру получения российского гражданства.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *