Аналитики указали на возможные альтернативы бензина для России

17:20, 18 Авг, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: imag.one

К 2030 году Россия будет продолжать основным образом использовать бензин как главный источник энергии. Тем не менее, в ближайшие 2-3 года на горизонте появляются перспективные технологии, которые имеют потенциал для коммерческого развития и могут изменить картину энергетической индустрии страны. Это мнение высказали аналитики из консалтинговой компании «Яков и Партнеры» (ранее – McKinsey). Они выделили 3 наиболее многообещающие технологии, которые могут заменить традиционный бензин, сообщает Forbes.

СПГ как альтернатива бензину

Ужесточение экологических норм будет стимулировать морской транспортный сектор перейти на СПГ. Особенно, учитывая его большой запас хода и отсутствие потребности в сети заправочных станций. Тем не менее, переход колесного пассажирского транспорта на СПГ потребует развития инфраструктуры газомоторных заправочных станций и значительных инвестиций, превышающих 700 миллиардов рублей, сообщает «Яков и Партнеры».

Массовое использование СПГ имеет смысл для локальных решений, таких как спецтехника в карьерах. В настоящее время производство водорода выгодно только на местах его потребления. Например, стоимость газа, полученного методом электролиза в Москве, составит около 20 долларов, что превышает стоимость дизельного топлива в 370 раз по ценам 2022 года.

Литий-ионные аккумуляторы и твердооксидные топливные элементы

Технология литий-ионных аккумуляторов, используемая во многих популярных смартфонах, в настоящее время демонстрирует потенциал снижения совокупных затрат владения (total cost of ownership, TCO) к 2030 году на 50%. Это значительно превосходит дизельные агрегаты, сообщают журналисты pronedra.ru со ссылкой на исследование. В легковом автосегменте электромобили опередили двигатели внутреннего сгорания по TCO на 50% уже в 2022 году. Создание собственного производства литий-ионных аккумуляторов позволит России сократить зависимость от их импорта и поставок от иностранных производителей автомобилей.

Проблема, однако, заключается в отсутствии в России технологии для производства полимерных сепараторов и компонентов (катодов, анодов). Возможно, путем установления партнерств с китайскими компаниями и организации полной цепочки производства батарей в России можно будет преодолеть этот барьер, подчеркнула Анна Волкова, одна из авторов отчета.

Эксперты оценили и потенциал внедрения твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ) для энергогенерации. Прогнозируется, что через 7 лет совокупные затраты владения на ТОТЭ в России будут на 15% ниже, чем у двигателей внутреннего сгорания, на протяжении всего жизненного цикла. В стране уже имеется почти полная научная и инженерная база для запуска массового производства. Также ведется разработка технологии создания элементов с металлической опорой (Metal Supported Cell). Ее отсутствие может стать основной преградой для развития данной технологии, отмечают в «Яков и Партнеры».

Наличие собственных ресурсов, включая цветные и редкие металлы, предоставляет значительный потенциал для экспорта этой технологии. Авторы отчета считают, что инвестирование в ТОТЭ в краткосрочной перспективе является рациональным шагом.

«Яков и Партнеры» рекомендуют усилить инфраструктурные программы в перспективных областях. Поддержка государства, такая как финансирование научно-исследовательских работ, предоставление льготных кредитов и совместное финансирование производства, будет необходима для частных компаний. Эксперты также подчеркивают важность усиления центров компетенций на базе существующих институтов для развития технологий, таких как твердооксидные топливные элементы.

Большинство альтернативных технологий вряд ли будут экономически конкурентоспособны по сравнению с традиционными двигателями внутреннего сгорания к 2030 году. Однако, 3 выделенны «Яков и Партнеры» решения представляются особенно многообещающими. По мнению руководителя проектов компании, Марины Дороховой, исследование включало анализ 30 различных технологий производства и хранения энергии, в том числе и использование альтернативных видов топлива для внутреннего сгорания.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *