Апокалипсис в разных религиях – топ-7 версий конца света от буддизма до ислама

03:02, 18 Окт, 2025
Евгения Комарова
Каким будет апокалипсис
Иллюстрация: pronedra.ru

Единого мнения, каким будет апокалипсис, у религий нет – можно рассмотреть топ-7 разных версий конца света, от буддизма до ислама. В авраамических религиях — иудаизме, христианстве и исламе — событие трактуется как страшное и неизбежное разрушение мира. Однако различные верования имеют свои уникальные интерпретации, сообщает life,ru.

В буддизме, индуизме, у скандинавских викингов и в тенгрианстве конец света воспринимается иначе, нередко с циклическим или символическим характером. Подход отражает философские и культурные особенности этих традиций.

Апокалипсис в христианстве и иудаизме

В христианстве апокалипсис детально изложен в книге Иоанна Богослова, последней части Нового Завета, известной как «Откровение Иоанна». Согласно этому тексту, начало конца света знаменует снятие семи печатей с Книги, за которым следуют появления четырех всадников апокалипсиса — Голод, Чума, Война и Смерть. События развиваются через трубные звуки семи ангелов, приносящие огонь, затмения и падение звезд, а также гибель трети человечества.

Символические персонажи, такие как праведница, красный дракон и Архангел Михаил, участвуют в борьбе добра и зла, затем на Земле устанавливается власть семиглавого зверя с числом 666. Завершают цепь событий семь чаш гнева, суд над Вавилонской блудницей и Страшный суд, после которого праведники навечно попадают в Рай, а грешники — в Ад.

Читайте по теме: патриарх Кирилл: «Апокалипсис неизбежен, но важнее быть готовыми к встрече с Богом»

Иудаизм предлагает более «облегченный» вариант апокалипсиса. Согласно ветхозаветной Книге Исайи, конец света связан с приходом Мессии (Машиаха), который установит царский трон на горе Сион и принесет человечеству эру добра и справедливости. Праведники воскреснут, будет проведен Страшный суд, после чего наступит эра мира, когда «не поднимет народ на народ меча». Завершение эпохи связано с Мессианским пиром, на котором верующие символически вкушают мясо чудовищ Бегемота и Левиафана. В конечном счете праведники получают вечное пребывание в Раю, а грешники — в Аду.

Версии конца света от ислама и скандинавских мифов

Конец света в исламе представляет собой сложный и последовательный процесс, который начнется внезапно, хотя предварительные признаки будут заметны еще до его наступления. К малым признакам относят упадок нравов, строительство высоких зданий, землетрясения и рост насилия. Среди крупных признаков выделяются появление огромного облака дыма, восход солнца с запада, пришествие лжемессии Даджжаля, который подчинит весь мир за исключением Мекки и Медины, а также утрата знаний о мусульманской вере. Далее ангел Исрафил трубит в рог, и почти все живое умирает. Второй звук трубы знаменует воскресение, после чего начинается Кийамат — Суд Аллаха, где поступки каждого будут взвешены на весах Мизан. Добро ведет к Джаннату, зло — в Джаханнам навечно.

У викингов апокалипсис, известный как Рагнарек, представляет собой гибель всех богов в битве с хтоническими чудовищами. Предсказанная мертвой провидицей Вельвой, катастрофа включает освобождение ужасного волка Фенрира, чьи потомки Сколль и Хатти поглотят Солнце и Луну, оставив мир во тьме. Море поднимется из берегов под натиском змия Йормунгарда, а великан Сурт выжжет землю огнем. Корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов, принесет разрушение. В схватке погибнут почти все, однако выживут сыновья Одина — Видар и Вали, сыновья Тора — Магни и Моди, а также два человека, Лив и Ливтрасир, которые дадут начало новому человеческому роду.

Версии апокалипсиса в индуизме, буддизме и тенгрианстве

В индуизме конец света имеет циклический характер и не предполагает абсолютного финала, как в авраамических религиях. Вселенная проходит Великий цикл, включающий создание, существование и разрушение. Жизнь делится на четыре юги: Сатья-юга — Золотой век, когда добродетели присутствуют полностью; Трета-юга — Серебряный век, с небольшой потерей добродетели; Двапара-юга — добродетелей всего половина; Кали-юга — современный период, когда добродетели осталось лишь четверть. После Кали-юги мир разрушается, а затем Вселенная вновь создается, начиная новый цикл.

В буддизме апокалипсис рассматривается через призму циклических преобразований, затрагивающих не физический мир в первую очередь, а нижние уровни мироздания, которые в христианской традиции можно сравнить с адом. Самые древние из этих миров исчезнут по позитивной причине: злостные противники добродетели завершат свой цикл перерождений и перестанут нарушать гармонию. Конкретные формы разрушения Земли остаются предметом различных представлений: согласно тибетской мифологии, планета держится на спине гигантской лягушки, которая может упасть или прыгнуть, что приведет к глобальным катаклизмам. Каждая буддийская школа сохраняет элементы верований, существовавших до появления буддизма, внося свои уникальные интерпретации конца мира.

Тенгрианство, исповедавшееся монголами, бурятами, уйгурами и якутами, предлагает принципиально иной взгляд на апокалипсис. В этой традиции Тэнгри — высшее божество, олицетворяющее небо, а люди рассматриваются как дети Тэнгри. После смерти душа переходит в мир духов, продолжая существование параллельно с материальным миром и достигая гармонии с природой. Концепция конца света в тенгрианстве отсутствует, апокалипсис как явление не предусмотрен, что делает эту религию исключением среди других мировых верований.

Ранее на сайте «Пронедра» писали, что подход и взгляды разные, а итог один: священнослужители и ученые о признаках наступления апокалипсиса

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *