Авиалоукостеры — сниженный комфорт за разумную цену

16:46, 03 Мар, 2015
С 2006 года в России стали появляться первые бюджетные авиакомпании. Закрепиться на рынке им так и не удалось. Мировая практика также демонстрирует немало неудачных попыток внедрения этой бизнес-модели. Тем не менее, ряду бюджетных авиаперевозчиков удаётся по-прежнему предлагать клиентам дешёвые авиаперелёты.

Бизнес-модель лоукостера

Бюджетный авиаперевозчик отличается от традиционной авиакомпании тем, что предлагает пассажирам билеты по сниженной цене. В среднем цены на рейсы бюджетных авиакомпаний ниже на 40–60%.

Для бюджетных авиаперевозчиков используют несколько терминов: «лоукостер», «авиадискаунтер», «низкозатратный авиаперевозчик».

В целом все формулировки можно использовать в качестве синонимов. Однако предпочтительнее термин «лоукостер», так как он означает, что авиакомпания продаёт билеты по низким ценам именно благодаря сокращению издержек операционной деятельности. Именно на этом и основывается бизнес-модель.

У всех лоукостеров модель схожа и включает в себя следующие элементы:

Элемент Экономический смысл
Однотипный парк новых воздушных судов Сокращаются издержки на обслуживание и текущий ремонт. Нет необходимости в дополнительном обучении персонала
Прямые полёты на короткие расстояния без стыковок Стыковки приводят к увеличению стоимости билета
Полёты во второстепенные аэропорты Сборы во второстепенных аэропортах ниже
Более продолжительное нахождение самолётов в воздухе Высокая оборачиваемость: чем дольше самолёт находится в воздухе, тем меньше компания платит сборы в аэропортах и тем больше пассажиров можно перевезти
Прямые продажи билетов через сайт Сокращение издержек на персонал, занятый в продажах. Покупатель самостоятельно оформляет билет на сайте компании
Все дополнительные услуги оплачиваются отдельно Питание, багаж (кроме ручной клади), выбор места в салоне оплачиваются отдельно
Большее количество посадочных мест за счёт сокращения расстояния между рядами и только одного класса обслуживания Сиденья с неоткидывающимися спинками, уменьшенные расстояния между рядами, только один класс обслуживания позволяют увеличить число посадочных мест и, следовательно, доход с одного рейса
Оптимизация пространства самолётов и его использование для рекламы Всё внутреннее пространство самолёта максимально используется для размещения рекламных материалов партнёров. Отсутствие кармашков в спинках кресел, шторок на окнах сокращает время на уборку самолёта и, следовательно, его простой в аэропорту

История мирового авиалоукоста

История низкозатратных авиаперевозчиков начинается в 70-х годах 20-го века. После неудачных стартов двух американских компаний People’s Express и Air Florida в 1971 году на рынок вышла Southwest Airlines из штата Техас, которая стала эталонной моделью для всех последующих проектов в сфере бюджетных авиаперевозок.

Southwest первой внедрила в свою бизнес-модель прямые перелёты на короткие расстояния во второстепенные аэропорты, увеличив при этом нахождение самолётов в воздухе. Она также снизила уровень оплаты труда персонала и оптимизировала систему прямых продаж. В итоге затраты у Southwest оказались ниже на 40–50% по сравнению с традиционными авиакомпаниями, а более высокий коэффициент загрузки позволил снизить тарифы на 60%. Это обеспечивает успех авиакомпании и по сей день.

После этого началась история попыток копирования бизнес-модели Southwest. Наиболее яркими примерами можно назвать американские компании Valujet, Spirit, JetBlue, Skybus, CALite, Metrojet, Song, Ted, ирландскую Ryanair и аглийскую EasyJet.

Попытки традиционных авиакомпаний сымитировать внедрение лоукост-схемы для своих рейсов не удались. Они создавали авиадискаунтеры по принципу «перевозчик внутри перевозчика». Так, авиакомпания CALite, подразделение американской Continental Airlines, просуществовала с 1993 по 1995 год, едва не приведя к краху головной компании. United Airlines, компания из США, дважды выходила на рынок бюджетных перевозок. В 1994 году провалился её первый проект Shuttle на американском рынке после того, как компания не смогла справиться с конкуренцией на рынке со стороны Southwest. В 2004 году была предпринята вторая попытка с новым американским лоукостером Ted. Авиакомпания Ted прекратила своё существование в 2008 году, не сумев привлечь пассажиров услугами в виде спутникового радио и бесплатных фильмов.

Успешные примеры копирования бизнес-модели Southwest Airlines можно найти за пределами Соединённых Штатов. Например, Ryanair открыто заявила, что компании удалось реализовать модель Southwest. В 1991 году основатель авиакомпании Тони Райан встретился в Техасе с генеральным директором и президентом Southwest Airlines для того, чтобы перенять опыт напрямую. После этого дела компании пошли успешно, хотя с момента основания в 1985 году Ryanair терпела убытки. Копия от EasyJet во многом оказалась даже эффективнее Southwest. В частности, по коэффициенту загрузки EasyJet опережает Southwest Airlines почти на 15%. Одним из самых успешных примеров в Азии можно назвать авиадискаунтера AirAsia, которая осуществила «вторичное копирование», взяв за основу модель Ryanair.

История развития, проблемы и перспективы российского лоукоста

История российского лоукоста во многом повторяет первые этапы развития бюджетных перевозчиков в мире. Sky Express, первая авиакомпания такого типа в России, начала полёты в январе 2007 года (рейс из Москвы в Сочи). После кризиса 2008 года у компании начались проблемы. Была сокращена частота полётов, а владельцы Sky Express попытались переориентировать бизнес на международные чартерные перевозки. В октябре 2011 года Sky Express прекратила своё существование, объединившись с авиакомпанией «Кубань», которая сама закрылась в декабре 2012 года.

Вторым лоукостером в России стала «Авианова», которая просуществовала чуть более двух лет. Первый рейс был совершён в августе 2009 года, а в октябре 2011 года полёты уже были прекращены практически одновременно со Sky Express. «Авианова» по ряду направлений продавала билеты по беспрецедентным ценам — от 250 рублей (без налогов и сборов). Так же, как и Sky Express, «Авианова» вышла на рынок чартерных международных перевозок. Компания так и не начала приносить прибыль. Долги росли, и менеджмент компании принял решение о закрытии перевозчика. Так закончился первый этап российского лоукоста.

У обеих компаний были схожие проблемы. Прежде всего, оба лоукостера использовали старые самолёты, которые требовали регулярного обслуживания, что приводило к простою воздушных судов в аэропортах и задержкам рейсов. Так, в парке Sky Express было 7 Boeing 1990–1992 годов производства. Были и объективные причины, связанные с низким уровнем развития аэропортовой инфраструктуры России. В частности, в стране практически отсутствует система второстепенных аэропортов.

Бюджетная авиация в России фактически отсутствовала до 2014 года, пока в июне свои первые рейсы не начала совершать авиакомпания «Добролёт» — дочернее предприятие «Аэрофлота». В парке компании было лишь два Boeing. Её история оказалась ещё более короткой. Она не проработала и двух месяцев и закрылась, по официальным данным, из-за введения международных санкций против России в связи с украинским кризисом. В то же время благодаря «Добролёту» были введены существенные изменения в российское законодательство в области пассажирских авиаперевозок. Так, Госдума узаконила такое понятие, как «невозвратный билет», и разрешила взимать дополнительную плату за багаж.

В ноябре 2014 года на смену «Добролёту» пришла авиакомпания «Победа». Парк увеличился до шести Boeing по 189 мест. Авиакомпания совершает рейсы из Москвы в крупные российские города. В среднем стоимость билета в 2–3 раза ниже, чем у традиционных перевозчиков. «Победа» создана по принципу «перевозчик внутри перевозчика». Впрочем, история показывает, что данная модель редко приживается. Не исключено, что первый опыт «Добролёта» подтвердил эту закономерность. Говорить о перспективах «Победы» пока преждевременно.

Создавая лоукостера внутри традиционной авиакомпании, последняя может столкнуться с проблемой «каннибализма», когда собственная дочерняя структура будет отнимать пассажиров у материнской структуры. В сентябре 2014 года по этой причине забастовали сотрудники Air France, которая передала большую часть рейсов на малые и средние расстояния своему авиадискаунтеру Transavia.

Мифы о лоукостерах

Распространено популярное заблуждение о том, что летать лоукостерами опаснее, чем традиционными компаниями, так как низкая цена означает использование плохих самолётов. В реальности же для того, чтобы сокращать издержки, лоукостеры, напротив, используют новые самолёты, чтобы сократить расходы на их обслуживание. Поэтому потенциально бюджетные перевозчики — одни из самых надёжных.

Также многие клиенты авиакомпаний считают, что лоукостер не показывает всю цену перелёта, и пассажиру придётся доплатить уже при оплате билета или в самолёте. На самом деле пассажир сам выбирает необходимый набор услуг. Базовый тариф предполагает только перелёт и бесплатный провоз ручной клади. Но этого достаточно для совершения перелёта. Дополнительных сборов в самолёте или аэропорте не производится.

Лоукостер: экономия денег за счёт снижения комфорта

Летать самолётами лоукостеров не настолько комфортно, как на борту традиционной авиакомпании. Большинство международных авиадискаунтеров совершают рейсы во второстепенные аэропорты, которые могут быть удалены от городов на большие расстояния. Ниже и комфорт перелёта. Расстояния между рядами меньше, спинки кресел не откидываются и питание предоставляется только за отдельную плату. За счёт этих неудобств и формируется сниженная стоимость билета. Тем не менее, принимая во внимание тот факт, что лоукостеры работают по большей части на малых и средних расстояниях, значение фактора «удобство перелёта» играет меньшую роль.

Кирилл Глобов, пронедра.ру

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *