Бензин АИ-92 подешевел на бирже впервые с начала года

13:20, 02 Фев, 2024
Татьяна Арестова
Источник фото: avtodozorshop.ru

Биржевые торги на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) принесли неожиданное снижение оптовых цен на бензин марки АИ-92. Согласно данным площадки, стоимость этого вида топлива упала на 6,81%, достигнув отметки в 47 372 рублей за тонну. Это первое падение цен на протяжении всего текущего года, после роста на 29,2% с 9 по 31 января, сообщает РБК.

Динамика цен на бензин

Рост цен на бензин в начале 2024 года был вызван техническим сбоем на НПЗ ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». После ликвидации пожара на установке в конце декабря 2023 г., котировки начали стремительно расти. Интересно, что оптовые цены на бензин марки АИ-95 продолжают повышаться, на этот раз на 28,2%, достигнув отметки в 54 299 рублей за тонну.

Информацию о возможном введении запрета на экспорт бензина власти рассматривали после событий на НПЗ «ЛУКОЙЛ». Однако глава Минэнерго, Николай Шульгинов, отметил, что в настоящее время нет необходимости в ограничениях, так как рынок топлива стабилен.

Розничные цены на бензин за последнюю неделю практически не изменились, поднявшись всего на 0,03%. Накопленный рост с конца 2023 года составил 0,54%, что оказалось ниже общей инфляции за этот период, сообщают журналисты pronedra.ru. В Москве даже отмечено незначительное снижение средних розничных цен на бензин, по данным Московской топливной ассоциации.

Однако, Федеральная антимонопольная служба 31 января заявила, что несколько вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) не выполняют рекомендации по дополнительным поставкам топлива на внутренний рынок. При этом ФАС подчеркнула, что компании соблюдают обязательные нормативы продаж, а вопрос дополнительных поставок будет обсуждаться на штабе Минэнерго.

Ситуация на рынке топлива

Топливный рынок в России находится в стабильной ситуации, утверждает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Сергей Гусев. Он отмечает, что рост цен в оптовом сегменте заменился коррекцией, а высокие ставки финансирования у банков не позволяют формировать большие запасы на летний сезон.

Эксперт Илья Жарский из Veta подчеркивает, что текущая ситуация отражает экономическую реальность, где цены на топливо подвержены системному росту в рознице. На ценовую динамику влияют аварии на НПЗ, в том числе на НПЗ «ЛУКОЙЛ». Зависимость сетей АЗС от внешних условий и отсутствие собственных мощностей переработки также способствуют увеличению спроса на топливо.

Другие факторы, такие как экспортные ограничения, государственное регулирование и контроль, а также сезонные колебания спроса, оказывают влияние на топливный рынок. В частности, рост цен на бензин связывают с подорожанием Brent и повышением акцизов. Однако основной вклад в рост цен связывают с сокращением производства из-за аварии на НПЗ «ЛУКОЙЛа».

Гусев уточняет, что НПЗ в Кстово в Нижегородской области, где произошла авария, производил около 5% общего объема переработки в стране, а по бензинам доля составляла 9%. В связи с длительным ремонтом, который продлится до начала высокого сезона, эксперт утверждает, что это не повлияет напрямую на цены на внутреннем рынке.

Инцидент на НПЗ, несмотря на отсутствие долгосрочного влияния, все же оказывает косвенное воздействие на ценообразование из-за роста оптовых цен в связи с новостным фоном. Специалисты также высказывают мнение, что сокращение производства бензина в результате аварии на НПЗ может оцениваться примерно в 3,3% от общего объема производства в России.

Вопрос о возможном запрете на экспорт топлива обсуждается, но мнения разделились. Гусев считает, что все зависит от участников рынка и их соблюдения рекомендаций президента о приоритете поставок на внутренний рынок. Эксперты прогнозируют сохранение роста цен, но в пределах динамики, зафиксированной в январе.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *