Биржа изменила условия торговли бензином – трейдеры недовольны

На Петербургской бирже вступили в силу новые правила торговли бензином, которые уже вызвали резкую реакцию участников рынка. Ограничения на рост котировок и число заявок, по их мнению, приводят к искажению ценовых ориентиров и делают биржевые индексы оторванными от реального уровня оптовых цен. О ситуации сообщает kommersant.ru.
С 8 сентября лимит колебаний для марок АИ-92 и АИ-95 при железнодорожной отгрузке снижен с 0,5% до 0,01%. Кроме того, на предварительных торгах и аукционе открытия теперь разрешено подавать лишь одну заявку на лот, а в основной сессии — не более 15 по каждому инструменту. В одной заявке можно указать максимум 3 лота. Эти меры, как пояснили в Минэнерго, носят временный характер и должны сдержать чрезмерный спрос.
Читайте по теме: ситуация на рынке бензина – что будет с розничными ценами в сентябре
Несмотря на снижение биржевых котировок в первые дни действия правил, аналитики отмечают, что дефицит топлива сохраняется. Объемы переработки уже несколько месяцев уступают уровню потребления, и при рыночных условиях такая ситуация должна была бы вести к росту цен. Теперь же, по мнению экспертов, ценовые индексы перестают быть объективным отражением спроса и предложения, а ограничения на число заявок препятствуют крупным игрокам конкурировать за ограниченные объемы.
По данным биржи, 8 сентября объем реализации бензина в оптовом сегменте составил 31 920 тонн, что почти на 5% меньше предыдущего торгового дня. Продажи АИ-92 упали на 12,2%, до 17 340 тонн — это минимум с начала года. На следующий день показатель снизился еще на 2,1%, до 31 260 тонн. Лишь 10 сентября удалось зафиксировать рост до 33 120 тонн, при этом реализация АИ-95 увеличилась более чем на 13%.
Регуляторы подчеркивают, что цель новых ограничений — снизить волатильность и стабилизировать рынок нефтепродуктов. В ЦБ напомнили, что биржа вправе корректировать дизайн торгов и вводить предельные границы колебаний цен. В министерстве энергетики также отметили, что меры обсуждались с нефтяными компаниями, трейдерами и ФАС. Большинство участников поддержало их.
Однако в отрасли не исключают, что при сохранении действующих правил биржевые цены будут все больше расходиться с реальной стоимостью топлива на нефтебазах. Опыт прошлых лет показывает, что подобные перекосы в условиях дефицита лишь усиливают интерес к закупкам через автоматизированные системы и не приводят к долгосрочному снижению цен.
Ранее на сайте pronedra.ru писали, что запрет на экспорт бензина из России продолжит действовать в сентябре