Благодаря Минприроды компании практически освободят от компенсаций за разливы нефти
Согласно документу, предприятия должны создавать резерв средств на случай разлива из расчета 70–500 рублей на 1 тонну нефти. Экологи считают, что эта цифра в несколько тысяч раз меньше, чем базовые тарифы, которые действуют сегодня. Согласно приказу Минприроды от 2009 года, базовые тарифы составляют от 400 тыс. до 1,15 млн рублей за 1 тонну нефти.
В зависимости от масштабов и последствий разлива, применяются повышающие коэффициенты, и сумма компенсаций получается гораздо выше. Однако многие активисты-экологи склонны полагать, что те, кто разрабатывал новую методику, включили экологический ущерб в часть формулы расчета. Экологи считают, что методика не содержит информации о том, сколько именно средств компания должна зарезервировать на уборку разлитой нефти.
Согласно проекту методики, предприятие должно зарезервировать средства, учитывая объем разлива регионального масштаба — до 5 тысяч тонн. Экологи заявляют, что не совсем понятно, кто будет компенсировать ущерб, если произойдет авария федерального уровня и разольется более 5 тысяч тонн сырья.
Представители Greenpeace России призвали министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского отозвать проект и обсудить его на публичных слушаниях. Обсуждение проекта состоялось в декабре 2013 года, и, по мнению экологов, было формальностью, поскольку в предновогодний период многие эксперты просто не успели высказать свои замечания.
Руководитель Greenpeace России Владимир Чупров отметил, что предполагаемые проектом затраты в тысячи раз ниже действующих и новая методика противоречит тем тарифам, которые были приняты тем же Минприроды в 2009 году. Кроме того, по новой методике предприятие не должно отвечать за аварии, в результате которых разливается больше 5 тыс. тонн нефти, заявляет Чупров.
10 февраля 2014 года Сергей Донской сообщил, что проект, который обязывает предприятия создавать резервы средств для ликвидации возможных последствий аварий, в ближайшие дни будет направлен в Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития для согласования.
В зависимости от того, какие компанией применяются технологии, с каким сырьем она работает, и будет определена затрата на ликвидацию, которая может достигнуть 7% от затрат на строительство объектов, где случился разлив.