Чем опасен Тибет для пилотов – какие регионы избегают самолеты
Через Тибет можно проложить короткий маршрут из Пекина в Индию. Но страны не стремятся наладить прямые рейсы не только из-за политических разногласий. Незначительная поломка здесь может стать фатальной, предупреждают ученые.
Казалось бы, на летательном аппарате можно добраться в нужную точку по прямой. Но авиасообщение предусматривает более сложные маршруты. Пилотам приходится огибать отдельные объекты и целые регионы. Один из них – Тибет.
Чем опасен Тибет для самолетов
Основной причиной, почему самолеты (как минимум гражданские) не летают над Тибетом, считается беспокойство о безопасности экипажа. С нежеланием летать над ним не связана никакая мистическая причина. Регион создает неблагоприятную для пилотов гражданской авиации среду.
Регион характеризуется гористой местностью. Высочайший пик Гималаев, Эверест, поднимается в небо почт на 8 800 м. Средняя высота гор хребта – 5 000 м. Пассажирские самолеты поднимаются на 7-13 км. Авиалайнер легко пролетит даже над Эверестом. Но во время любого рейса пилотам необходимо предусмотреть возможность принять меры при чрезвычайных ситуациях. Поломки требуют экстренного снижения и аварийной посадки. На Тибете со множеством пиков, средней высотой 1 500 – 5 000 м, совершить ее, сохранив самолет, практически невозможно. Небольшим частным самолетам, поднимающимся максимум на 2 км, регион, в принципе, не по зубам.
Гористая местность характеризуется низким содержанием кислорода у вершин. Здесь создаются условия для турбулентности в чистом воздухе. Возникающие завихрения невозможно увидеть. Предсказать их поведение можно только за счет прошлого опыта пилотов. На Тибете он практически отсутствует.
В случае разгерметизации пилотам необходимо снизиться примерно до 3 000 м. На это у них есть около 20 мин – запас кислорода для пассажиров на борту. У самих пилотов резерв несколько больше. Но, пока самолет доберется до безопасной зоны, он рискует превратиться в катафалк.
Где еще пилоты предпочитают не летать
Тибет – не единственное место, «нелюбимое» самолетами. Гражданские полеты нежелательны в воздушном пространстве стран с опасной геополитической обстановкой, вроде:
- Сирии;
- Ливана;
- Ирака.
При прокладке авиарейсов специалисты стараются избегать длительного нахождения над открытой водой. Из-за этого самолеты редко появляются над Тихим океаном. Северные полюса опасны для воздушного транспорта магнитным излучением, а Антарктида не привлекает крупные рейсы отсутствием спроса. Полеты запрещены над военными объектами, Меккой, Букингемским дворцом. Диснейленды также получили чистое небо, но за отдельную плату.
Как самолеты все-таки попадают на Тибет
Низкий спрос на перевозки также стал одной из причин, почему самолеты не летают над Тибетом. Точнее, почти там не появляются. Для военных в регионе действует аэропорт Нгари Гунса. Другой объект, Гонггар-Лхаса, принимает международные рейсы. Для туристов также работает аэропорт Паро в Бутане. Ежегодно он принимает 30 000 человек. Из-за сложности посадки, всего 8 пилотов в мире могут здесь приземлиться.