Что будет после отмены «Зеленых карт», и как это решение повлияет на российских туристов
Согласно информации, полученной от источников на страховом рынке, международные «Зеленые карты» (аналог ОСАГО) могут перестать действовать за пределами России в конце текущего месяца. Предполагается, что на собрании бюро «Зеленая карта», запланированном на 30 июня, большинство стран выразят свою поддержку приостановке членства России в этой организации. Одной из причин такого решения является введение санкций и сложности в международных расчетах. Если это произойдет, гражданам России придется приобретать местные полисы ОСАГО при въезде в любую другую страну, даже если эта страна является дружественной. Это повлечет за собой увеличение затрат на автомобильные поездки за границу. Исключением из этого решения станет Белоруссия, с которой Россия имеет отдельное соглашение, — сообщает издание «Известия».
Как отмена «Зеленых карт» повлияет на российских туристов
Международные «Зеленые карты» являются международными полисами страхования автогражданской ответственности, аналогичными российскому ОСАГО. Эта система существует с 1951 года, а Россия присоединилась к ней в 2009 году. В ней участвуют 48 государств. Вместо покупки отдельных страховых полисов в каждой стране-участнице системы, водитель из страны-участницы может приобрести комплексное страхование для зарубежных поездок, — пишет pronedra.ru.
Предполагается, что на общем собрании бюро «Зеленая карта», которое состоится 30 июня, большинство стран проголосуют за приостановку членства России. Если такое решение будет принято, иностранные «Зеленые карты» перестанут действовать на территории России, а российские «Зеленые карты» — за границей, даже в дружественных странах. Это решение мотивировано политическими и санкционными причинами, по мнению Российского союза автостраховщиков (РСА). Гражданам России придется приобретать иностранные полисы страхования на границах для поездок на автомобиле в другие страны.
Вероятность исключения России из этой международной системы довольно высока, так как в нее входят преимущественно государства Европы и некоторые страны Азии, пояснили в «Совкомбанк Страхование». С 1 июня текущего года российские «Зеленые карты» уже не действуют на территории Европейского союза, Великобритании и Швейцарии, но продолжают работать в Белоруссии, Азербайджане, Сербии, Турции, Молдавии и других странах, сообщили в пресс-службе компании.
По мнению представителей ВСК (Всероссийское Страховое Консультационное бюро), решение о приостановке участия России в системе, скорее всего, уже принято. Это связано с общим санкционным режимом и трудностями в международных расчетах. В настоящее время ведутся переговоры с дружественными государствами о взаимном признании страховых полисов.
В РСА отметили, что с Белорусским бюро подписано комплексное соглашение, которое обеспечит непрерывное транспортное страхование с июля. Проводятся переговоры о заключении аналогичных соглашений с Азербайджаном, Турцией и другими странами с целью создания новой международной системы под названием «Синяя карта».
Однако директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин считает, что подписание двусторонних соглашений может частично решить проблему, но это длительный процесс, требующий переговоров и согласования условий.
Информация о разнице тарифов
Ранее страны-участники системы признавали «Зеленые карты» друг друга и возмещали ущерб при ДТП за границей, отметил основатель инвестиционной транспортной компании ГТК Холдинг Саид Залиев. Он подчеркнул, что полное прекращение признания российских карт за границей «сильно ударит по бюджету» тех, кто привык путешествовать на автомобиле, поскольку в России тарифы на ОСАГО являются одними из самых низких.
По словам Алексея Бредихина из АКРА, гражданам теперь придется покупать отдельные полисы страхования ответственности в других странах, причем цена за такую защиту будет значительно выше, чем раньше. Эта же логика будет применяться и к иностранным автовладельцам, которые посещают Россию.
Согласно мнению Саида Залиева, тарифы на аналогичные полисы ОСАГО в Европе и США обычно выше. Например, в Германии стоимость полиса составляет около 35 000 рублей, в Великобритании — 23 000 рублей, а в США — 20 000 рублей, и это минимальные тарифы. Эти цены сопоставимы с годовым полисом «Зеленой карты», который ранее обеспечивал автолюбителям полную свободу передвижения. Эксперт также отметил, что для иностранцев эти тарифы зачастую значительно выше.
По словам Петра Шкуматова, координатора движения «Общество синих ведерок», автомобилисты всегда имели альтернативу — покупать «Зеленую карту» или полис страхования другой страны. Теперь первый вариант будет исключен, но российские граждане все равно смогут путешествовать на автомобиле за границу. Однако им придется заранее заходить на сайт иностранной компании и приобретать местный аналог ОСАГО на необходимый срок. Продолжительность страховки в разных странах различается, в основном она составляет один-два месяца.
Эксперт отметил, что это будет неудобством для автомобилистов, которые уже привыкли к «Зеленой карте». Кроме того, клиентам придется покупать полисы для всех стран, через которые они будут проезжать, даже если это будет транзитный маршрут.
Согласно данным РСА, в 2022 году российские граждане оформили около 750 000 «Зеленых карт».
Для поездок в Белоруссию планируется введение дополнительного модуля к полису ОСАГО. Предполагается, что этот модуль будет стоить дешевле, чем «Зеленая карта» или отдельная местная страховка, но итоговая цена будет определена регулятором. Глава РСА, Евгений Уфимцев, сообщил, что в настоящее время законопроект обсуждается с Центральным банком и другими заинтересованными сторонами.