Есть ли дефицит вагонов – мнения РЖД и поставщиков разошлись
Вопрос о возможностях и перспективах использования железнодорожных мощностей перевозчиками обсуждается не первый месяц. Мнения при этом расходятся. Представители ОАО РЖД заявляют о профиците вагонного парка – предельно допустимые значения превышены на 220 000 единиц. К 2030 г. этот показатель должен достигнуть 310 000 единиц. Перевозчики заявляют о дефиците транспортных мощностей, выступая против ужесточения ограничений. Они подчеркивают, что решения не должны приниматься до балансировки парка в 2035 г., сообщает «Коммерсантъ».
Олег Белозеров, гендиректор РЖД, в направленном Минтрансу 2 июля письме указал на критическую ситуацию, сложившуюся с грузовым парком, заявляя о профиците. Компания предложила ряд мер по сокращению числа вагонов в сети. В частности – дать перевозчику право перемещать пустые вагоны со всех станций, а не только припортовых. Также было предложено поднять плату за их размещение на путях общего пользования для стимуляции транспортного оборота.
Заявления о профиците вагонов звучат на фоне жалоб перевозчиков на дефицит транспортных мощностей. Ранее на pronedra.ru сообщали, что в связи с данной ситуацией беспокойство высказывали в угольной отрасли. Союз операторов железнодорожного транспорта указывает, что ОАО РЖД не предоставило убедительных доказательств наличия избыточного парка вагонов. В СОЖТ отмечают, что оценка профицита требует дополнительного обоснования, поскольку прогнозные данные на 2030 год пока отсутствуют. Также в СОЖТ выражают мнение, что предложенные изменения не были поддержаны ранее из-за отсутствия доказательной связи между предложениями и фактическими проблемами. Инициативы ОАО РЖД могут нарушить баланс интересов в пользу перевозчика, что также вызывает беспокойство.
Представители промышленных отраслей считают, что предложенные изменения не учитывают причинно-следственную связь между действиями грузоотправителей и занятостью инфраструктуры. Учитывая рост тарифов на грузоперевозки, увеличение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования только способствует подорожанию перевозок и дополнительной нагрузке на грузоотправителей, что негативно скажется на объемах перевозок.