«Генеральная уборка»: в России расширяют меры по борьбе с вредными для окружающей среды объектами

16:13, 25 Июл, 2023
Татьяна Арестова
Свалка
Источник фото: forumhouse.ru

Госдума приняла законопроект, направленный на более эффективную работу с опасными для экологии объектами. Согласно документу, регионы теперь не просто имеют право, но и обязаны выявлять объекты накопленного вреда окружающей среде (НВОС). Это значительный шаг в сторону более активного вмешательства в решение экологических проблем страны, сообщают «Известия».

Подробности законопроекта и его влияние

Законопроект, принятый в Госдуме, представляет собой подготовку к реализации федерального проекта «Генеральная уборка». Основной задачей документа является усовершенствование системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде и определение приоритетов в этом процессе. Теперь власти будут иметь возможность выявить объекты НВОС, требующие наиболее срочной реабилитации. Они включают:

  • крупные несанкционированные свалки;
  • заброшенные территории, на которых накапливались опасные отходы в течение длительного времени;
  • другие места, представляющие угрозу для природы и здоровья населения из-за человеческой деятельности.


Согласно текущей практике, выявленные объекты НВОС уже вносятся в специальный реестр, где насчитывается 1929 таких объектов. Однако точное количество остается неизвестным. Также имеющиеся данные о степени опасности воздействия объектов на окружающую среду не всегда являются достоверными, утверждается в пояснительной записке к законопроекту.

Основной акцент состоит в том, что регионы и муниципалитеты теперь обязаны активно выявлять объекты НВОС. Ранее это было их правом. Теперь они несут ответственность за определение и приоритизацию объектов, которые подлежат первоочередной ликвидации.

Федеральный проект «Генеральная уборка» предполагает, что выявленные объекты НВОС будут уничтожены в рамках специальной программы. Это позволит нацелить усилия на наиболее критические проблемы и обеспечить более эффективную борьбу с экологическими угрозами.

Законопроект, принятый Государственной Думой, ставит перед Россией амбициозную цель – более эффективно бороться с опасными для окружающей среды объектами накопленного вреда. Его автор, Александр Коган, указал на основные изменения, которые предстоит внести в экологическое законодательство страны. В соответствии с новыми поправками, выявленные объекты НВОС будут передаваться на дополнительную экспертизу в Росприроднадзор и Роспотребнадзор для оценки их воздействия на окружающую среду и здоровье людей.

Как будут ликвидировать НВОС

Интересным моментом в законопроекте является то, что ликвидация объектов НВОС должна происходить в рамках бюджетных возможностей муниципалитетов и регионов. Это вполне понятно, учитывая огромное количество территорий, которые накопились со временем. Решение законопроекта заключается в постепенной ликвидации НВОС с приоритетом на наиболее критические случаи. Важно отметить, что с 2021 года экологические платежи стали направляться исключительно на решение экологических проблем. Подход предоставляет дополнительные финансовые возможности для ликвидации опасных объектов.

Законопроект предусматривает строгий контроль со стороны Росприроднадзора на всех этапах работы по реабилитации территорий. Без получения положительного заключения ведомства, объекты не будут считаться полностью ликвидированными, сообщают журналисты pronedra.ru. Весь процесс контроля и обследования будет производиться федеральными ведомствами, а не муниципалитетами.

Основной принцип при определении очередности ликвидации объектов НВОС заключается в устранении самых опасных для людей и природы угроз. Они будут в приоритете. Эксперты отмечают, что предложенные поправки лучше регулируют процесс ликвидации объектов на федеральном уровне. Упорядочивание процессов должно повысить их эффективность. Кроме того, законопроект подчеркивает важность применения наилучших доступных технологий при ликвидации объектов. Это способствует максимальной эффективности процесса и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

В законопроекте предусмотрено сокращение сроков проведения работ. Хотя представители экологического сообщества считают, что оно незначительно, решение все равно способствует более оперативной реабилитации территорий.

Сколько объектов ВНОС в России: эффективность экологических мер

Достоверное количество объектов НВОС в России остается неизвестным. Официальный реестр, содержащий точные данные, на данный момент недоступен, и альтернативной информации нет. Эксперт Полина Позднякова отмечает, что предположительно таких объектов должно быть намного больше, чем известно на данный момент.

Оценка известного количества объектов НВОС происходило на основе уже имеющихся данных, а не в результате проведения полноценной инвентаризации. Некоторые территории могут быть вне реестра, даже если о них известно. Поэтому считается, что основная работа по выявлению и учету всех опасных объектов еще впереди.

Александр Коган подчеркивает, что, кроме уже известных 1929 объектов, регионы сообщили о новых, примерно в таком же количестве. Он уверен, что это далеко не окончательный результат. Количество объектов НВОС может значительно увеличиться по мере проведения более полного обследования.

Общедоступный реестр объектов накопленного вреда в России пока не предоставляется. Однако, на сайте Министерства природных ресурсов можно найти государственный реестр объектов НВОС. На январь 2021 года было зарегистрировано 284 таких объекта, многие из которых уже были ликвидированы. Но даже эти ограниченные данные указывают на разнообразие проблем и опасностей, с которыми сталкиваются различные территории. Проект «Генеральная уборка» также включает в себя ликвидацию наиболее опасных скважин нераспределенного фонда недр и мероприятия по подъему и удалению затонувших судов в акватории Дальневосточного федерального округа. На данный момент уже выявлено более 250 затонувших судов, включая не только морские, но и речные.

Сергей Маликов отмечает, что процесс ликвидации объектов НВОС является сложным и продолжительным, требующим больших ресурсов и специализированных знаний. Эффективность такой работы может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. С другой стороны, Наталья Беляева указывает на серьезные проблемы с бюрократизацией, из-за чего работа не всегда признается эффективной. В настоящее время большая часть затрат направляется на оформление необходимой документации, а не на реальные работы по устранению проблемных объектов, отмечает она.

Наталья Позднякова добавляет, что в полной мере оценить эффективность проектов, направленных на ликвидацию объектов НВОС в рамках программ «Генеральная уборка» и «Чистая страна», в настоящее время довольно сложно, особенно учитывая перенос сроков реализации таких проектов. Процесс идет медленно, в том числе из-за сложности нахождения подрядчиков для выполнения таких работ.

Тем не менее, стоит отметить положительную динамику. В последнее время все больше внимания уделяется ликвидации объектов накопленного вреда на государственном уровне.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *