Как российские граждане могут получить компенсацию за сгоревший холодильник или кондиционер

11:31, 22 Июн, 2023
Владислав Висл
источник фото: Rg.ru

Жители квартир начали успешно требовать компенсацию от управляющих компаний за поврежденную бытовую технику.

Дорогая бытовая техника страдает от перепадов напряжения, но управляющие компании обычно не спешат добровольно возмещать ущерб. Однако в последнее время суды начали заставлять этих небрежных коммунальных служб принести компенсацию за причиненный вред и выплатить моральное возмещение, — сообщает издание «Лайф».

Как получить с коммунальщиков деньги за сгоревший холодильник или кондиционер

В одном из многоквартирных домов Приморского края провод бытовой электросети в подвале перегорел, вызвав резкий скачок напряжения, из-за которого бытовая техника в нескольких квартирах вышла из строя.

Жильцы обратились за возмещением ущерба к своей управляющей компании, но им было сказано: «Забудьте, вам придется ходить по судам». Однако хозяйка одной из поврежденных квартир не согласилась с таким ответом и потребовала от компании возмещения ущерба за вышедший из строя кондиционер и роутер. В результате судебного разбирательства ей было выплачено около 40 тысяч рублей со стороны коммунальной службы (определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 500/2023), — пишет pronedra.ru.

<p>Обложка © Shutterstock</p>

Аналогичный случай произошел с жительницей Пушкина под Москвой, в котором коммунальные службы были обязаны выплатить 157 тысяч рублей, из которых более 30 тысяч рублей составлял потребительский штраф, а 10 тысяч рублей были компенсацией за моральный ущерб (решение Пушкинского городского суда дело 50RS0№83).

«Несмотря на широкую судебную практику, некоторые управляющие компании отказываются добровольно возмещать ущерб, вызванный перепадом напряжения, хотя они являются эксплуатантами всех сетей в многоквартирном доме и, следовательно, несут полную ответственность за них», объясняет адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин.

По его словам, чтобы избежать ответственности, управляющие компании просто не составляют протокол о резком изменении напряжения, что делает практически невозможным доказать причинно-следственную связь между повреждением дорогостоящей техники и перепадом напряжения. Поэтому составление документа об аварии является важным условием для получения адекватной компенсации для пострадавших, утверждает адвокат.

Подаём жалобу правильно

Эксперты сообщают о том, что в текущем году значительные штрафы для потребителей привели к тому, что недобросовестные управляющие компании, ответственные за проблемы с электричеством, применяют новую тактику, чтобы избежать компенсации пострадавшим. Вместо того чтобы отказываться от составления акта, хитрые управляющие компании направляют пострадавших к энергоснабжающим организациям, утверждая, что это последние отвечают за поставку электроэнергии и должны решать возникающие проблемы.

Используя такой подход, они рассчитывают на то, что, пока пострадавший получит ответы от энергоснабжающей компании и будет обжаловать их действия в надзорные органы, пройдет достаточно времени, чтобы истек срок исковой давности. В связи с этим специалисты настоятельно рекомендуют всем обратившимся в любом случае составлять первую жалобу, адресованную своей управляющей компании, и требовать письменного ответа.

Фото © Shutterstock

«Каждая управляющая компания обязана обеспечивать исправное состояние систем электроснабжения жилого дома, а также устанавливать защитные отключающие устройства, способные предотвратить повреждения бытовых приборов», — поясняет генеральный директор компании «Спецстрой-М» Александр Головин. — В случаях, когда причинен ущерб имуществу, управляющая компания должна предоставить доказательства того, что возникшие последствия являются результатом действий энергоснабжающей компании или владельца квартиры. В обоих случаях составление акта является обязательным.

Как защитить свои интересы

Тем, кто пострадал от скачков напряжения и стремится получить компенсацию за ущерб, рекомендуется следовать определенным правилам при оформлении необходимой документации.

Во-первых, если произошел скачок напряжения, повредивший бытовую технику, необходимо вызвать представителя управляющей компании (УК) и аварийную бригаду энергоснабжающей компании. Это необходимо для фиксации факта электроаварии и составления соответствующего акта, в котором следует указать точную дату, время и последствия происшедшего (обычно аварийные бригады предоставляют типовую форму).

Во-вторых, необходимо направить письменное обращение в обслуживающую ваш дом организацию (управляющую компанию, кооператив, товарищество собственников жилья) с просьбой провести обследование и составить акт о причинении ущерба имуществу потребителя. Лучше всего отправить обращение заказным письмом через Почту России.

В-третьих, не дожидаясь ответа от УК, следует предоставить вышедшую из строя технику в сервисный центр, имеющий лицензию на ремонт такого рода аппаратуры. Там нужно получить заключение о том, что поломка произошла из-за скачка напряжения.

Если ремонт невозможен, необходимо получить акт оценки ущерба. Для этого можно обратиться к независимым оценщикам, которые определят сумму ущерба, исходя из стоимости заменяемой техники с учетом износа.

В-четвертых, имея все указанные документы, можно составить официальную претензию, направленную вашей УК. Если УК откажет в добровольном возмещении ущерба, то есть высокие шансы получить компенсацию через суд. Вопрос регулируется Гражданским кодексом (статьи 15, 1064, 290). Кроме того, в данном случае имеется право на получение услуг надлежащего качества, гарантированных статьями 36, 161, 162 Жилищного кодекса, а также Правилами содержания общего имущества в МКД № 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда № 170 и законом РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *