Как совместная работа над «домашкой» влияет на успехи ребёнка

16:44, 02 Сен, 2025
Юлия Челканова
домашка
Иллюстрация: pronedra.ru

Надо ли делать «домашку» вместе с ребёнком? Этот вопрос волнует родителей на протяжении многих лет. Ежедневные три часа, проведённые школьниками за уроками дома, становятся привычной реальностью, и статистика подтверждает, что наибольших успехов в обучении достигают те, кто уделяет «домашке» не менее трёх, а то и четырёх часов в день. Однако, стоит ли родителям активно вовлекаться в этот процесс, или лучше оставить ребёнка наедине с заданиями?

Роль родителей в выполнении «домашки»

Вопрос о том, насколько активно родителям следует участвовать в выполнении «домашки», не имеет однозначного ответа. С одной стороны, активное вовлечение может привести к формированию иждивенческих настроений у ребёнка, с другой — отсутствие поддержки может негативно сказаться на его успеваемости. Как отмечает доцент кафедры «Социология и политология» Пермского национального исследовательского политехнического университета, кандидат психологических наук Мария Дуванская, родительская роль должна заключаться в поддержке и эмоциональном взаимодействии.

Читайте также: У московских учителей появится возможность проверять домашнее задание онлайн

По её словам, совместная работа над «домашкой» может быть использована как инструмент для углубления эмоциональной связи между родителем и ребёнком. «Выполняя функцию партнёра, а не контролёра, взрослый формирует атмосферу доверия, которая помогает снизить стресс и укрепить позитивное восприятие ребёнком образовательного процесса», — утверждает Дуванская. Этот подход способствует развитию внутренней мотивации и самоорганизации у ребёнка.

Скрытые функции «домашки»

Важно отметить, что «домашка» выполняет не только образовательные, но и социальные функции. Как подчеркивает старший преподаватель кафедры «Социология и политология», заведующий учебной лабораторией «Лаборатория проблем высшего образования» Пермского Политеха Эдуард Кощеев, «домашка» является пространством для содержательной коммуникации между родителем и ребёнком и инструментом воспитания. Кроме того, она позволяет родителям оставаться в курсе школьной программы, что актуально в условиях постоянных изменений в образовательных стандартах.

Совместная работа над «домашкой» помогает родителям понять, с какими трудностями сталкивается их ребёнок, и в то же время, предоставляет возможность для обсуждения различных тем, что может положительно сказаться на развитии критического мышления и аналитических навыков у детей. Это взаимодействие также позволяет родителям демонстрировать собственный интерес к обучению и активное участие в жизни ребёнка.

Эффективность совместной работы

Эффективность родительской помощи в выполнении «домашки» зависит от множества факторов, среди которых возраст ребёнка и его пол играют ключевую роль. В начальной школе детям действительно необходима поддержка и руководство, в то время как у подростков 12–13 лет эта потребность значительно снижается. Однако с 9 класса, когда ученики начинают задумываться о будущем, родительская роль снова меняется — теперь они становятся наставниками, помогающими выбрать колледж или вуз.

Современные исследования показывают, что поколение Z (зумеры) демонстрирует высокую степень самостоятельности, что требует пересмотра подходов к обучению. Представителям этого поколения подходит работа в гибком режиме, без жёстких рамок. Напротив, альфа-поколению может понадобиться более строгий контроль, однако важно найти баланс между свободой и надзором.

Пол ребёнка также влияет на его восприятие информации и мотивацию к учёбе. Исследования показывают, что девочки и мальчики могут по-разному реагировать на различные методы обучения и поддержки. Например, девочки чаще проявляют интерес к совместной работе и коммуникации, в то время как мальчики могут предпочитать более активные и самостоятельные формы обучения.

Ранее на сайте «Пронедра» писали Сокращение домашних заданий: упрощение обучения или вред образовательному процессу

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *