Как угроза перекрытия маршрутов вдоль датского побережья повлияет на транспортировку российской нефти
Митько Арсений Валерьевич
Президент Арктической общественной академии наук ВНИИМ им. Д.И. Менделеева
доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева
доцент СЗИУ РАНХ и ГС, кандидат технических наук
Возросла угроза перекрытия маршрутов вдоль берегов Дании для судов, перевозящих нефть и нефтепродукты из России.
После того как Россия сделала ставку на развитие своих нефтяных терминалов на северо-западе, датские проливы превратились в важнейший маршрут для экспорта российской нефти, как и российских грузов в целом.
Роль датских проливов в экспорте российской нефти
Судя по данным Росморречфлота, за 7 месяцев этого года общий грузооборот наших портов на Балтике достиг 149 млн. тонн. Важная роль балтийских маршрутов делает уязвимыми перед угрозой их перекрытия отдельные страны и даже регионы мира.
Если в датских проливах (а их четыре: Малый Бельт, Большой Бельт, Эресунн, или Зунд, и Каттегат) случится «какой-либо форс-мажор», то и без того высокие цены на топливо в мире взлетят ещё выше. Удорожание нефти, конечно, выгодно России. Но форс-мажоры, столь же очевидно, не идут на пользу бесперебойной продаже одного из главных российских товаров.
Во время Первой и Второй мировой воюющие стороны пытались заблокировать четвёрку датских проливов, а в послевоенных планах НАТО на случай конфликта с СССР также рассматривалось перекрытие этой акватории от подлодок и кораблей Балтфлота. Значение этих узких (всего в несколько морских миль) проходов понимали еще со времен средневековья — недаром замок Эльсинор, где разворачивалось действие «Гамлета», датские короли построили там, где ширина Зунда немногим более двух миль или четырех километров.
Хрупкий проход: датские проливы как важный морской коридор
Система датских проливов — не только «один из самых загруженных коридоров по транспортировке энергоносителей и других товаров», но и одно из самых уязвимых морских «бутылочных горлышек».
Общеизвестна зависимость поставок из Чёрного моря от доброй воли Турции, которая владеет выходом из этого почти замкнутого бассейна в Средиземноморье через Босфор и Дарданеллы. Проход военных судов через проливы и особый режим турецкого контроля здесь прописан в отдельном документе — конвенции Монтрё.
Датские проливы — это, по сути, такое же «бутылочное горлышко», открывающее или запирающее выход из Балтики в Северное море А значит, в Атлантику, и далее, через Гибралтар — в Средиземное море, в Суэцкий канал и Индийский океан. Ситуация с 4 скандинавскими проливами уязвимее для России, в сравнении с черноморскими.
Если Босфор и Дарданеллы контролирует известная своим прагматизмом Турция, то здесь один берег «держит» Дания (не только лояльный член НАТО, но одна из наиболее проукраински настроенных стран среди членов альянса), а другой берег принадлежит Швеции — «без пяти минут» члену НАТО, активно поставляющему вооружения Киеву. Северный берег пролива Скагеррак принадлежит Норвегии — «арктическому штыку» НАТО.