Как угроза перекрытия маршрутов вдоль датского побережья повлияет на транспортировку российской нефти

12:44, 01 Сен, 2023
Александр Редакторская колонка
Источник фото: nedradv.ru

 

Митько Арсений Валерьевич

Президент Арктической общественной академии наук ВНИИМ им. Д.И. Менделеева

доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева

доцент СЗИУ РАНХ и ГС, кандидат технических наук

 

Возросла угроза перекрытия маршрутов вдоль берегов Дании для судов, перевозящих нефть и нефтепродукты из России.

После того как Россия сделала ставку на развитие своих нефтяных терминалов на северо-западе, датские проливы превратились в важнейший маршрут для экспорта российской нефти, как и российских грузов в целом.

Роль датских проливов в экспорте российской нефти

Судя по данным Росморречфлота, за 7 месяцев этого года общий грузооборот наших портов на Балтике достиг 149 млн. тонн. Важная роль балтийских маршрутов делает уязвимыми перед угрозой их перекрытия отдельные страны и даже регионы мира.

Если в датских проливах (а их четыре: Малый Бельт, Большой Бельт, Эресунн, или Зунд, и Каттегат) случится «какой-либо форс-мажор», то и без того высокие цены на топливо в мире взлетят ещё выше. Удорожание нефти, конечно, выгодно России. Но форс-мажоры, столь же очевидно, не идут на пользу бесперебойной продаже одного из главных российских товаров.

Во время Первой и Второй мировой воюющие стороны пытались заблокировать четвёрку датских проливов, а в послевоенных планах НАТО на случай конфликта с СССР также рассматривалось перекрытие этой акватории от подлодок и кораблей Балтфлота. Значение этих узких (всего в несколько морских миль) проходов понимали еще со времен средневековья — недаром замок Эльсинор, где разворачивалось действие «Гамлета», датские короли построили там, где ширина Зунда немногим более двух миль или четырех километров.

Хрупкий проход: датские проливы как важный морской коридор

Система датских проливов — не только «один из самых загруженных коридоров по транспортировке энергоносителей и других товаров», но и одно из самых уязвимых морских «бутылочных горлышек». 

Общеизвестна зависимость поставок из Чёрного моря от доброй воли Турции, которая владеет выходом из этого почти замкнутого бассейна в Средиземноморье через Босфор и Дарданеллы. Проход военных судов через проливы и особый режим турецкого контроля здесь прописан в отдельном документе — конвенции Монтрё.

Датские проливы — это, по сути, такое же «бутылочное горлышко», открывающее или запирающее выход из Балтики в Северное море А значит, в Атлантику, и далее, через Гибралтар — в Средиземное море, в Суэцкий канал и Индийский океан. Ситуация с 4 скандинавскими проливами уязвимее для России, в сравнении с черноморскими.

Если Босфор и Дарданеллы контролирует известная своим прагматизмом Турция, то здесь один берег «держит» Дания (не только лояльный член НАТО, но одна из наиболее проукраински настроенных стран среди членов альянса), а другой берег принадлежит Швеции — «без пяти минут» члену НАТО, активно поставляющему вооружения Киеву. Северный берег пролива Скагеррак принадлежит Норвегии — «арктическому штыку»  НАТО.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *