Кто такие русские? Архиепископ Савва о русском этносе, Русском мире и условии мира в России

В стремительно меняющемся мире, где вопросы идентичности и национального единства становятся всё более острыми, архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов) предлагает свое видение того, кто такие русские и что представляет собой Русский мир. Важность понимания этих фундаментальных вопросов сегодня трудно переоценить, особенно для России — многонационального государства, сталкивающегося с внешними и внутренними вызовами.
Русские — кто они?
По словам архиепископа Саввы, русские — это не просто этническая группа, ограниченная кровным родством или территориальной принадлежностью. Русский этнос — это сообщество тех, кто:
- сам считает себя русским, будь то по рождению или в результате искреннего присоединения;
- кого признают русскими другие представители этого этноса;
- кто любит русскую культуру и историю;
- кто чтит традиционный русский уклад жизни и стремится к процветанию своей Родины;
- кто уважает русский язык и разделяет духовно-нравственные ценности, основанные на православной вере либо относится к ней с почтением как к народообразующей религии.
Таким образом, русские — это люди, объединённые не только кровной связью, но и духовно-культурной общностью.
Русский народ как стержень России
Архиепископ подчёркивает, что русские являются стержневым народом многонациональной России. Это означает, что Россия — страна, в которой русские играют ключевую роль в формировании единого народа. При этом концепция «я русский» в широком смысле может включать в себя и представителей других коренных народов России, особенно если они разделяют общие духовные и культурные ценности.
В современных реалиях, особенно на фоне объединения в условиях внешних угроз, многие представители различных этносов, сражающиеся на фронте, заявляют «Мы — русские». Это демонстрирует, насколько глубоко и широко можно трактовать понятие русского народа в контексте гражданского и патриотического единства.
Русский мир: духовное и культурное пространство
Архиепископ Савва развивает понятие Русского мира как духовного, культурного и частично географического пространства. Русский мир формируется Русской Православной Церковью и русским народом, но не ограничивается ими. В этом пространстве живут и другие религиозные и этнические сообщества, которые разделяют хотя бы частично общие с русскими духовно-нравственные ценности, историю и культуру.
Географическим ядром Русского мира является историческая Россия, но сама концепция выходит за пределы нынешних государственных границ, отражая общность мировоззрения и культурных связей.
Условие мира в России — признание роли русского народа
Одним из центральных посылов архиепископа Саввы является утверждение, что межэтнический и межрелигиозный мир возможен только при признании первенствующего значения русского народа и Православия как народообразующей веры. По его мнению, игнорирование или умаление роли русских ведёт к центробежным процессам и внутреннему расколу.
Это утверждение вызывает живой отклик в обществе, где продолжается поиск баланса между многообразием и единством, между сохранением культурных особенностей и укреплением национального согласия.
Вложенные в эти тезисы архиепископа Саввы идеи представляют собой важный вызов и приглашение к диалогу о сущности русского народа, о роли православия и о путях укрепления внутреннего мира России. В условиях внешних санкций, геополитических вызовов и внутренней социальной динамики именно понимание и признание культурных и духовных основ могут стать ключом к долгосрочной стабильности и процветанию страны.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что языкового омбудсмена Украины уличили в незнании языка