Мелкие капли помогают бактериям выжить на листьях днем

12:14, 19 Окт, 2019
Евгения Комарова

Ученые из Еврейского университета Иерусалима выяснили, что микроскопические капли на поверхности листьев позволяют бактериям пережить сухой день.

Понимание этой стратегии выживания позволит ученым разработать стратегии для поддержки здоровой растительной микрофлоры в сельскохозяйственных и природных условиях, сообщает eurekalert.org. Выводы исследования опубликованы в eLife.

В среднем, на листе живет 10 млн микробов. Они поддерживают здоровье и функционирование растений. Ученые давно интересовались, как бактерии выдерживают дневные температуры и сухость.

«Кажется, что вода полностью испаряется. Но листья остаются покрытыми тонкими жидкими пленками или невидимыми микрокаплями, — сказал соведущий автор, Маор Гринберг. – До этого момента было неясно, достаточно ли такого количества влаги для выживания бактерий».

В поисках ответа специалист с командой Томера Ореви воссоздал условия поверхности листа, использовав стеклянные пластины с разным уровнем влажности. Ученые провели эксперименты более чем с дюжиной видов бактерий. Микроскоп показал, что невидимые капли надежно защищали микроорганизмы. Вокруг отдельных клеток они были небольшими. Группы бактерий находились в сравнительно крупных каплях. Жидкость сохранялась за счет поглощения влаги из воздуха.

«Бактерии выживали в этих каплях более 24 ч. Крупные скопления жидкости защищали их лучше, — сказал Ореви. – Результаты предполагают, что за счет методов самоорганизации, вроде агрегации, клетки повышают свои шансы на выживание в часто пересыхающей среде».

Выводы помогут в развитии сельского хозяйства. Человек может ненамеренно вмешиваться в механизмы выживания бактерий, ставя под угрозу здоровье посадок и диких растений, объяснил доктор Надав Каштан, старший автор. Специалист добавил, что аналогичные микрокапли, вероятно, формируются в почве, строительных конструкциях, на коже человека (животных) и даже во внеземных системах. Это показывает, что рассмотренная стратегия выживания бактерий может не ограничиваться листьями.