Неиссякающие богатства страны ударили по здоровью норвежцев

Неиссякаемые богатства Норвегии привели к тому, что население стало чаще болеть. Как считают в Bloomberg, крупнейший в мире суверенный фонд благосостояния и нефтяные ресурсы способствовали ухудшению состояния здравоохранения, снижению уровня образования и нерациональным расходам на инфраструктуру.
Неиссякающие богатства сослужили плохую службу норвежцам
Начав путь к энергетическому процветанию в 1969 г. после открытия месторождений на континентальном шельфе, Норвегия создала фонд, накопления которого сейчас оцениваются в два триллиона долларов. Это позволило поддерживать высокие социальные гарантии, сдерживать госдолг и обеспечивать устойчивый рынок труда. Однако сегодняшняя ситуация демонстрирует, что чрезмерная обеспеченность может иметь и обратную сторону.
Читайте по теме: финансовый крах и спортивный кризис: ЧМ по лыжным видам спорта в Норвегии и уроки от отсутствия России
По официальной статистике, уровень временной нетрудоспособности среди населения вырос за последние 10 лет. Это усилило давление на систему здравоохранения. На фоне высоких расходов на образование, уступающих только Люксембургу среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), наблюдается устойчивая негативная динамика в результатах международного тестирования школьников. Показатели по математике, естественным наукам и чтению у норвежских подростков опустились ниже среднего уровня. Общественные деятели указывают на приближающийся системный кризис в подготовке специалистов.
Особую обеспокоенность вызывают проекты, реализованные за государственный счет. Крупные инфраструктурные объекты, включая мосты, туннели и даже метро в Осло, обходятся бюджету в суммы, в разы превышающие изначальные сметы. При этом далеко не всегда они оправданы с точки зрения эффективности. Расходы, направленные на поддержку убыточных предприятий, получают налоговые послабления, что искажает рыночные механизмы. В то же время растет долговая нагрузка населения, поскольку граждане уверены в том, что государство обеспечит их благополучную старость.
Богатства «разбаловали» страну
Экономист Мартин Бек Холте обобщил эти проблемы в своей книге, вызвавшей бурную общественную дискуссию. По его мнению, чрезмерная финансовая подушка расслабила общество, снизила мотивацию к труду и породила культуру иждивенчества. Он приводит примеры неэффективных госрасходов и называет текущую модель развития уязвимой.
С критикой в адрес автора выступили представители научного сообщества и бывшие чиновники. Они утверждают, что в книге допущены искажения и недооценены внешние экономические вызовы. Тем не менее даже критики признают — Холте точно уловил настроение части норвежцев, обеспокоенных потерей ориентиров и отсутствием стремления к развитию.
Фон системных проблем дополняется социально-экономическим неравенством, ростом числа студентов-иностранцев и ухудшением психического здоровья молодежи. Все это усиливает тревогу по поводу будущего страны, которая десятилетиями служила образцом финансовой устойчивости. В условиях изменяющегося мира норвежская модель все чаще вызывает не только восхищение, но и сомнение в ее жизнеспособности.
Норвежцы все чаще болеют
Продолжительность больничных в Норвегии остается рекордной среди развитых стран: работающие на полной ставке берут в среднем 27,5 дня в году. Такая ситуация, по мнению части аналитиков, связана с чрезмерно комфортными условиями — норвежцы имеют право находиться в оплачиваемом отпуске по болезни до года, получая полную заработную плату, которая, как правило, выше среднего уровня. Международный валютный фонд выражает озабоченность: столь дорогая система может подорвать устойчивость национального рынка труда.
На фоне подобных сигналов у наблюдателей вызывает тревогу низкая отдача от вложений в образование и науки. Несмотря на значительные бюджетные ассигнования, успеваемость учащихся и темпы технологического развития не соответствуют ожиданиям. Производительность труда в стране растет медленнее, чем в других развитых экономиках, особенно в ключевых отраслях, таких как машиностроение и высокие технологии. Это затрудняет экономическое обновление и ограничивает потенциал долгосрочного роста.
После пандемии COVID-19 темпы инвестиций в научные исследования и технологические стартапы начали снижаться. Согласно данным ассоциации венчурного капитала, в прошлом году Норвегия показала самый низкий уровень раннего финансирования для новых компаний за всю историю наблюдений. Все это происходит на фоне обеспокоенности бизнес-сообщества по поводу фискальной политики.
Ранее на «Пронедра» писали, что Финляндия и Норвегия усиливают борьбу с инвазивной горбушей