Неправильно подходят к ТРИЗ – Минфин раскритиковал «Татнефть»

12:32, 16 Окт, 2025
Татьяна Арестова
Добыча нефти
Иллюстрация: pronedra.ru

Заместитель министра финансов Алексей Сазанов на сессии в рамках Российской энергетической недели подверг критике попытки ряда компаний расширить трактовку понятия трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ). Он подчеркнул необходимость точного определения понятия перед обсуждением льгот и преференций, при этом отметив, что термин вызывает пока больше вопросов, чем ясности. В частности, критике Минфина подверглась позиция «Татнефти», сообщает rbc.ru.

В выступлении представителя ведомства было указано, что в ряде сфер термин ТРИЗ уже широко применяется, включая газовую отрасль, добычу редкоземельных металлов и железорудного сырья. Замминистра выразил опасение, что без четкой методологии подход разрешит относить к трудноизвлекаемым запасам активы, традиционно не подпадающие под такую классификацию, вплоть до водозаборов. В переговорах Минфина с «Татнефтью» компания, по словам Сазанова, относит к ТРИЗ низкодебетные скважины. Это, по мнению ведомства, расходится с подходом, связывающим ТРИЗ с необходимостью внедрения новых технологий добычи.

Не все то ТРИЗ

Термин ТРИЗ в профессиональной и научной литературе трактуется как запасы, добыча из которых осложнена неблагоприятными геологическими условиями или физико-химическими свойствами полезного ископаемого. К характерным примерам относят залежи с низкой проницаемостью коллекторов, высокую вязкость углеводородов, зоны с существенным содержанием сопутствующих компонентов, оторочки и выработанные залежи. Подобные классификации опираются на то, что традиционные технологии добычи оказываются экономически неэффективными, поэтому требуются специализированные технологические решения.

Читайте по теме: «Новатэк» предложил льготы для ТРИЗ газа – Минэнерго поддержало инициативу

Низкодебетные скважины, которыми оперирует «Татнефть» в диалоге с Минфином, определяются по объему добычи за единицу времени. В гидрогеологической практике низким дебетом называют показатели ниже, скажем, 20 кубометров в сутки. При этом диапазоны нормы и пределов варьируются в зависимости от типа пласта и целевого ресурса. Отнесение таких скважин к ТРИЗ при отсутствии технологической проблемы вызывает сомнения у регулятора.

Важность правильного подхода к трудноизвлекаемым запасам

Отсутствие единого нормативного определения ТРИЗ влечет за собой несколько практических рисков. Во-первых, бюджетная нагрузка при расширении перечня льгот может оказаться выше ожидаемой, если большое число полей и скважин получит право на преференции. Во-вторых, регуляторный вакуум создает возможности для арбитража со стороны добывающих компаний, стремящихся снизить налоговую нагрузку за счет переклассификации активов. В-третьих, неопределенность препятствует планированию долгосрочных инвестиционных программ, так как банки и инвесторы не получают единой картины рисков и прогнозов доходности проектов, нацеленных на разработку сложных залежей.

Ситуация вокруг дискуссии о ТРИЗ демонстрирует широкий спектр вызовов на стыке промышленной практики, научной экспертизы и бюджетной политики. От того, как быстро и адекватно будет достигнута методологическая ясность, зависят инвестиционная привлекательность проектов по разработке сложных залежей и степень эффективности использования национальных запасов в средне- и долгосрочной перспективе.

Ранее на сайте pronedra.ru писали про добычу «трудного» газа – в отрасли подготовили критерии госстимулирования

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *