Непредсказуемая Арктика: океанолог Осадчиев рассказал о «всемогущем льде»

Александр Осадчиев, океанолог из МФТИ и Института океанологии РАН объяснил, почему Арктика непредсказуема. Комментируя «всемогущий лед», эксперт отметил, что климатические изменения в этом регионе происходят стремительными темпами, а его будущее вызывает споры среди специалистов. Вопрос о полном исчезновении льда в Северном Ледовитом океане все чаще обсуждается в научном сообществе. Однако эксперты указывают на сложность подобных прогнозов, сообщает издание «Аргументы и факты».
Всемогущий лед – океанолог о ситуации в Арктике
Несмотря на глобальное потепление, зимние температуры в Арктике остаются крайне низкими. Даже при их незначительном повышении вода продолжит замерзать, что делает полное исчезновение льда маловероятным в обозримом будущем.
Читайте по теме: океан «кипит» и «съедает» берега: ученые рассказали о новой проблеме – «метановая бомба» под носом в Арктике
В летний период площадь ледового покрова действительно сокращается, и по сравнению с серединой прошлого века его стало вдвое меньше. Однако зимой изменения не столь значительны – ледовый покров уменьшается лишь на 10%, и практически вся акватория Северного Ледовитого океана остается покрытой льдом, за исключением Баренцева моря.
Некоторые исследования допускают возможность освобождения Арктики ото льда уже к 2027 г., но речь идет исключительно о летнем сезоне. При этом прогнозы различных климатических моделей значительно различаются. Большинство из них предполагают, что подобное явление может произойти в период с 2031 по 2045 гг. Специалисты отмечают, что результаты численного моделирования зависят от множества факторов, а публикации на эту тему нередко вызывают резонанс.
Непредсказуемая Арктика – сложный регион для ученых
Научные журналы регулярно публикуют статьи, посвященные климату Арктики. Однако точные прогнозы в этом регионе остаются затруднительными. Долгосрочные изменения здесь определяются сложными взаимодействиями атмосферных, океанических и ледовых процессов, что усложняет предсказание динамики ледового покрова в будущем.
Стратегические планы России во многом связаны с Арктикой, в том числе с развитием Северного морского пути. Перспективы его использования зависят от климатических изменений, однако точные прогнозы по состоянию ледового покрова остаются крайне сложными.
Арктика отличается высокой климатической нестабильностью, и изменения здесь происходят стремительно, отметил Осадчиев. Ледовый покров, занимая всего около 1,5% поверхности планеты, оказывает значительное влияние на глобальные климатические процессы, определяя температурные режимы и атмосферную циркуляцию. Резкие изменения в его конфигурации приводят к непредсказуемым климатическим последствиям.
Прогнозы по Арктике делать нелегко
В начале XXI века ученые зафиксировали ускоренное сокращение арктических льдов. В 2007 г. площадь ледового покрова достигла минимального значения за весь период наблюдений, в 2012 г. был зафиксирован новый антирекорд. На этом фоне стали появляться прогнозы о полном исчезновении льда в летний период уже к 2020 или 2025 гг. Однако спустя годы ситуация стабилизировалась, и с 2012 г. ледовая площадь не опускалась ниже установленного минимума.
Долгосрочные прогнозы по Арктике остаются сложной задачей. Точные расчеты возможны лишь на короткие промежутки времени, не превышающие нескольких недель. В перспективе нескольких десятилетий можно утверждать лишь одно — значительного увеличения ледового покрова не ожидается.
Снижение количества льда СМП открывает экономические возможности для России, отметил Осадчиев. Упрощается логистика в северных регионах, снижаются затраты на освоение нефтегазовых месторождений, появляется возможность активного транзита грузов между Азией и Европой. Однако этот фактор тесно связан с геополитической ситуацией. Ограничения со стороны западных стран могут повлиять на развитие маршрута, и этот риск также необходимо учитывать при планировании будущей арктической стратегии.
Ранее на «Пронедра» писали про ориентацию на Севморпуть – «Норникель» намерен удвоить перевозки по маршруту