«Норникель» оценил ситуацию на рынке металлов в своем обзоре
В качестве мирового лидера по выпуску металлического никеля и палладия, «Норильский Никель» активно следит за ситуацией на рынке металлов. Недавно специалисты компании представили его обзор, захватывающий медь и металлы платиновой группы (МПГ). О состоянии данных сегментов рынка сообщает пресс-служба ПАО «ГМК «Норильский никель».
Что происходит с никелем
С начала года цена данного металла на LME или Лондонской бирже показала значительный рост. Стоимость тонны никеля превышала 20 000 долларов, прибавив почти 25%. Этот рост был вызван несколькими факторами, включая:
- приостановку производства никеля некоторыми компаниями в Австралии и Новой Каледонии из-за низких цен и негативной рентабельности;
- задержки с выдачей разрешений на добычу никелевой руды в Индонезии;
- меньшим масштабом профицита рынка из-за недооценки потребления в Китае.
По сравнению с предыдущим обзором, текущая ценовая ситуация стала более благоприятной для выпуска никеля. Свыше 90% компаний имеют положительную себестоимость производства. Однако, приостановленное или под угрозой закрытия производство составляет почти 400 000 тонн в никелевом эквиваленте. Это указывает на недооцененный производственный риск.
Авторы обзора ожидают сохранения профицита на уровне 100 000 т в 2024 г. В основном его обеспечит низкосортный никель. Эксперты прогнозируют рост спроса на никель со стороны секторов нержавеющей стали, сплавов и специальной стали, а также увеличение выпуска никельсодержащих аккумуляторов для электромобилей. Одновременно продолжится ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей в Китае и Индонезии. Профицит в 100 000 т прогнозируется и на 2025 г.
«Норникель» о рынке МПГ
В течение последних 6 месяцев цены на палладий и родий следовали боковому тренду, и в мае они достигли новых значений. Это произошло из-за замедления реализации запасов автопроизводителями и производителями катализаторов, а также увеличения неопределенности относительно доступности металла. С увеличением инвестиций в электрификацию транспортных средств автопроизводители пересматривают свою позицию и снова обращаются к рынку палладия.
Ожидается, что спрос на палладий останется стабильным в 2024 году. Тенденция электрификации транспорта смещается к гибридам, где содержание палладия в катализаторах обычно выше, чем в традиционных автомобилях с ДВС. «Норникель», очевидно, видит потенциал в данном металле. Ранее на pronedra.ru сообщали о планах компании организовать платиновое производство в Бахрейне. Также растет использование палладия в автомобилях с увеличенным запасом хода, работающих на бензине.
Вторичная переработка палладия страдает из-за высокой стоимости новых автомобилей, низких сбережений и роста цен на подержанные автомобили. Низкие цены на металл снижают стимулы к выпуску вторичного материала на рынок.
Ожидается, что производство платины сократится из-за падения первичного предложения в ЮАР, вызванного мерами по оптимизации затрат и падением цен на МПГ. С другой стороны, потенциал замены палладия платиной в катализаторах уменьшается, и спрос на ювелирные изделия остается низким.
Прогноз дефицита палладия на этот год пересмотрен с учетом более низкого вторичного производства. Что касается платины, ожидается, что рынок останется сбалансированным. В целом, перспективы рынка МПГ остаются смешанными, с неопределенностью влияния пандемии Covid-19 на отрасль.
Обзор рынка меди
В течение первых 5 месяцев 2024 года цена на медь продолжала увеличиваться и в мае превысила отметку в 10 000 долларов за тонну. Этот рост был обусловлен несколькими факторами, включая перебои в поставках, санкции против металлов, производимых в России, а также оптимистичные настроения инвесторов, которые были подогреты перспективами снижения процентных ставок и предполагаемым дефицитом на рынке.
Говоря о предложении металла, следует отметить, что шахту Cobre Panama закрыли из-за протестов местного населения в конце 2023 г., Anglo American сократила производственный план на 2024 и 2025 годы, а компании Vale отозвали лицензию на шахту Sossego. Эти события привели к недостатку концентратов, что вызвало падение цен на ТС в Китае до отрицательных значений. В ответ объединение плавильных заводов Китая анонсировало сокращение производства на 5-10% и отложило запуск новых мощностей.
Со стороны спроса, смешанные макроэкономические показатели и геополитическая напряженность оказывают давление на рынок меди. Однако ожидается, что потребление в 2024 году вырастет до 26,2 миллионов тонн, преимущественно за счет Китая и Индии. Переход к «зеленой» экономике остается основным драйвером спроса на медь, который связан не только с производством электромобилей, но и с строительством зарядной инфраструктуры и распределительных электрических сетей.
В связи с этими факторами прогноз дефицита рынка рафинированной меди в текущем году пересмотрен с 100 000 тонн до 200 000 тонн, и ожидается, что дефицит сохранится и в следующем году. Однако важно отметить, что без развития новых месторождений в долгосрочной перспективе может возникнуть значительный дефицит на рынке.