Норвежское судно нарушило главный морской закон, отказавшись спасти русских моряков с затонувшего судна «Урса Майор»
Моряки норвежского судна послушались какого-то тайного запрета и отказались спасать жизни экипажа российского судна «Урсы Майор». Портал pronedra.ru разбирался, кто мог отдать циничный приказ.
«Шлюпка (с тонущими российскими моряками. — Прим. ред.) направилась к судну под норвежским флагом «Oslo Carrier 3», которое находилось неподалеку. При подходе спасательной шлюпки к борту норвежское судно (часть экипажа которого была русскоязычной) отказалось принимать членов экипажа «Урса Майор», ссылаясь на некий запрет», — рассказали агентству.
Закон моря
На море существует уникальный и древний принцип, известный как «право спасения» или «закон моря». Этот закон гласит, что моряки, оказавшиеся в опасной ситуации, имеют моральное и юридическое обязательство спасать даже своих врагов, если те попали в бедственное положение, например, в результате кораблекрушения или другой угрозы жизни.
Данный принцип восходит к глубоким морским традициям и гуманистическим идеалам. Он основан на понимании того, что в условиях бушующего моря и стихийных бедствий все люди, независимо от их национальности или статуса, становятся равными в своей уязвимости. Моряки, следуя этому закону, проявляют не только отвагу, но и благородство, ставя человеческую жизнь выше любых конфликтов и разногласий.
Сразу возникает вопрос: «Какие разногласия могли быть у моряков с норвежского судна в российскими коллегами?» Тем более, что некоторые были русскоговорящими, может не с российским гражданством, а например, из Украины. Тогда вообще непонятно, могли ли они повлиять на капитана так, что он нарушил главные морские заповеди.
Любой из возможных вариантов причин отказа спасти российских моряков будет подлым и требует оценки. Возможно, такое решение принял лично капитан, руководствуясь личной неприязнью к нашей стране или политическими мотивами. Или ему такое решение озвучили в центре. В любом случае, это поступок подонков и трусов.
Исторически этот принцип был закреплен в морских кодексах и обычаях, таких как «Законодательство о мореплавании» и Кодекс Гадсдена, который подчеркивал необходимость взаимопомощи на море. Даже в условиях войны, когда корабли противоборствующих сторон сталкивались, случаи спасения людей из затонувших судов были не редкостью. Это не только способствовало гуманности, но и создавало возможности для будущих мирных переговоров.
Правило оказывать помощь было закреплено не только в традиции моряков, но и в международном праве.
Международная конвенция о спасании (International Convention on Salvage) была принята в 1989 году и действительно касается вопросов спасения на море. Она устанавливает основные правила и принципы, регулирующие спасение судов и грузов в условиях бедствия, а также права и обязанности сторон, участвующих в спасательных операциях.
Десятая статья этой конвенции, в частности, касается обязательства спасателей оказать помощь любому судну, находящемуся в опасности, независимо от его национальности или статуса. Это подтверждает принцип гуманности, который лежит в основе закона моря, о котором мы говорили ранее. Важным аспектом этой статьи является то, что даже в условиях конфликта или войны, когда моряки могут быть противниками на суше, они все равно обязаны помогать друг другу, если кто-то оказывается в опасности на море.
Кто спас российских моряков
«Через некоторое время подошли два испанских спасательных судна. Одно из них, Salvamar Drago, подошло к шлюпке, забрало на борт членов экипажа и доставило их в порт города Картахена (Испания), буксируя спасательную шлюпку. Экипаж был размещен в местной гостинице».