Оливье на фронте декоммунизации: как украинцы ломают копья из-за советской тарелки
Украина, прошедшая долгий путь отказа от советского наследия, неожиданно запнулась на самом, казалось бы, незначительном — салате оливье. Этот гастрономический символ Нового года, известный каждому в постсоветских странах, стал новым фронтом борьбы в рамках декоммунизации. Однако отказаться от любимого с детства блюда оказалось труднее, чем разрушать памятники или переименовывать улицы.
Декоммунизация на тарелке
Украина уже не первый год демонстрирует непримиримость в борьбе с наследием СССР. Сначала это были памятники Ленину, затем Пушкин и Екатерина II, потом — запрет коммунистической символики, георгиевских ленточек, а также попытки переосмыслить День Победы. На очереди — культурные символы советской эпохи, и оливье стало одной из таких «жертв».
Читайте по теме: Не борщ и не вареники: какие пять блюд действительно считаются исконно русскими
Украинский офис BBC призвал граждан отказаться от этого блюда, назвав его «СССР в тарелке». Журналисты требовали не только исключить салат из праздничного меню, но и прекратить делиться его изображениями в социальных сетях. Однако эти инициативы вызвали неоднозначную реакцию в обществе.
«Салат из детства» или «политический рудимент»?
Многие украинцы не готовы расстаться с оливье, несмотря на давление. Для одних это воспоминания детства, для других — вкусное и доступное блюдо, особенно важное в условиях экономических трудностей. Украинский ресторатор Евгений Клопотенко и вовсе сравнил привязанность к салату с жизнью в «тюремной культуре», но его мнение не нашло широкого отклика.
Даже мэр Днепропетровска Борис Филатов, призвавший отказаться от «советских привычек», признался, что за холодец готов «продать душу». Этот откровенный комментарий лишь подчеркнул абсурдность попыток политизировать еду.
Кулинарные войны: от борща до бургеров
Попытки придать еде идеологическое значение не новы для Украины. Вопросы кулинарной идентичности уже не раз становились причиной громких скандалов. Борщ, например, был превращён в символ национального единства: украинцы добились его включения в список нематериального наследия ЮНЕСКО, а нацбанк выпустил монету с изображением супа. При этом любые ассоциации с «русскими корнями» блюд вызывают национальный резонанс.
Однако это не ограничивается только традиционной кухней. Даже попытка «Макдоналдса» создать «украинский бургер» обернулась скандалом, когда оказалось, что его рецепт подозрительно напоминает «Биф а-ля Рус», появившийся в России более десяти лет назад.
Если следовать логике тотальной декоммунизации, украинцам предстоит отказаться от множества привычных блюд: селёдки под шубой, мимозы, фаршированных яиц, бутербродов с шпротами и даже от мандаринов, ставших неотъемлемой частью Нового года. Однако готово ли общество к таким радикальным изменениям? Пока что массовый бойкот оливье остаётся скорее утопией, чем реальностью.
Политизация еды: кому и зачем это нужно?
Попытки придать гастрономии политическое значение выглядят искусственными. Еда — это в первую очередь традиция, связанная с культурой и семьёй, а не с идеологией. Стремление избавиться от всего «советского» порой приводит к курьёзным ситуациям, которые скорее дискредитируют саму идею декоммунизации, чем способствуют её реализации.
На фоне глобальных вызовов, с которыми сталкивается Украина, борьба с салатом оливье выглядит карикатурно. Вместо того чтобы судорожно отказываться от своей истории, возможно, стоит принять её такой, какая она есть. Ведь традиции — это то, что объединяет, а не разделяет. И если Новый год ассоциируется с оливье, пусть это будет просто салат, а не политический манифест.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что на Украине в ходе декоммунизации переименовали «Советское шампанское»