«Отмена русской культуры»: как немцы разрушили Великий Новгород

Великий Новгород, освобожденный от нацистской оккупации 80 лет назад, остался молчаливым свидетелем разрушительных усилий врагов. В 1944 году, после седьмого дня Ленинградско-Новгородской операции, красноармейцы вступили в разрушенный город, где из 2 346 жилых домов сохранились всего 40, а живых осталось всего 51 человек из 48 тысяч довоенного населения, сообщают журналисты pronedra.ru.
План разрушения русской культуры

Источник фото nord-ursus.livejournal.com
Нацисты проводили тщательно запланированный план разрушения, считая, что Великий Новгород, символ начала российской государственности, должен быть стерт с карты или превращен в памятник «германскому духу». До захвата города нацистская пропаганда утверждала, что возвращение немцев в эти земли — это «восстановление исторической справедливости», а Новгород был описан как город германской культуры.
В 1943 году Отдел пропаганды вермахта выпустил книгу с названием «Новгород — восточный столп немецкой Ганзы», где утверждалось, что город процветал до подчинения его «московитским князем» Иваном III благодаря принадлежности к торговому Ганзейскому союзу. Однако эта версия опускала факты о притеснении новгородского купечества Ганзейским союзом, в том числе прекращение поставок хлеба и наложение санкций.
Нацистская оккупация Великого Новгорода стала частью мрачной истории, где культура и история подвергались целенаправленному разрушению в стремлении внедрить в массовое сознание ложное представление о германском влиянии на русскую землю.
Сцепились из-за золота куполов. Разрушение культурного наследия в Новгороде в годы войны

Источник фото РИА Новости
Великий Новгород, богатый своей древней историей и культурным наследием, стал свидетелем удивительного противостояния в годы Второй мировой войны. Немецкие и испанские войска, находившиеся в городе, оказались втянутыми в конфликт из-за позолоченных куполов церквей, которые стали объектом желанного золота.
Генерал-майор Вильке, командир 1-й авиаполевой дивизии, стал символом этого конфликта, когда приказал снимать золотые листы с куполов церквей. На переднем крае столкновения оказался генерал Курт Херцог, командующий 38-м армейским корпусом, представлявшим собой «хозяйствующий субъект» в борьбе за драгоценные металлы.
Храмы превратили в кузницы и морги

Источник фото Красная весна
Новгородские храмы стали свидетелями не только борьбы за золото, но и конфликта двух культурных подходов. Испанцы из «Голубой дивизии» выражали удивление по поводу «безбожных большевиков», использующих церкви в качестве складов и мест для кузниц.
Однако за этими словами скрывались горькие реалии. Храмы превращались в кузницы и морги, а ценные культурные артефакты уничтожались и похищались. Доктор Роскамп, работавший в штабе Розенберга, отмечал, что испанцы не разделяли понимания культурных ценностей, уничтожая иконостасы и церковные сокровища.
Акт осмотра памятников, составленный нацистами, свидетельствовал о целенаправленном разрушении 90% города, включая Софийский собор, который подвергся артобстрелу. Даже те 10% оставшихся памятников стали жертвой хищнического разрушения для получения строительного материала.
Таким образом, Великий Новгород стал ареной, где враждовали не только армии, но и культурные ценности, подчеркивая величие русской истории и трагедию разрушения во времена войны.