Почему «Газпром» решил расторгнуть контракты с «Нафтогазом»

09:28, 12 Мар, 2018
Анна Федорова

Российский «Газпром» решил пойти на расторжение действующих соглашений с украинской стороной. Это позволит компании добиться намного более выгодных для нее условий после громкого провала в арбитраже Стокгольма.

Глава правления газовой монополии России Алексей Миллер сделал 2 марта заявление о том, что экономического характера проблемы Украины за счет «Газпрома» решаться не будут. При этом он констатировал, что возглавляемая им компания просто вынуждена идти на расторжение контрактов с «Нафтогазом», причем обоих – и на транзит, и непосредственно на поставки природного газа.

Утром в тот же день, к слову, «Газпром» заявил, что отказывается от возобновления прямых поставок своей продукции Украине. Говоря о причинах возврата «Нафтогазу» предоплаты за мартовские поставки сырья, российский холдинг указал на тот факт, что стороны так и не успели заключить допсоглашение к тому контракту, который пересмотрел в конце прошлого года арбитраж Стокгольма.

В минувшую пятницу представители «Нафтогаза Украины» проинформировали о том, что не получали от российской стороны никакой документации, которая свидетельствовала бы о планах расторгнуть подписанные ранее контракты. Председатель правления украинского газового монополиста Андрей Коболев безапелляционно заявил тогда, что действия «Газпрома» представляют собой самый настоящий шантаж.

Почему разрыв не будет быстрым?

Зампред правления российского «Газпрома» Александр Медведев 3 марта сообщил, что дан старт процедуре расторжения соглашений. При этом он заверил, что рассмотрение нового дела в Стокгольме в рамках иска России ляжет «на плечи» совершенно иного состава арбитров. Об обращении с исковыми заявлениями в международную судебную инстанцию речь пока не идет.

Судя по заявлению г-на Медведева, можно сделать предположение о том, что «Нафтогаз Украины» уже в ближайшее время получит от российской компании уведомление о планах по расторжению контрактов, убежден руководитель отдела корпораций авторитетного агентства Fitch Дмитрий Маринченко. Однако, незамедлительный разрыв, по его словам, невозможен.

В обоих соглашениях четко прописан следующий момент: все возникающие между сторонами разногласия они должны стараться решать самостоятельно, и обращаться за помощью арбитража могут исключительно в случае полного провала двусторонних переговоров. Надо сказать, что времени на них отводится немало – 45 дней для контракта по транзиту и 30 – для соглашения, предусматривающего поставку газа.

«Если сторонам не удастся договориться, то конфликт в Стокгольмском арбитраже могут рассматривать в течение нескольких месяцев, — констатировала директор S&P Global Ratings Елена Ананькина. — «Газпрому» на самом деле будет непросто доказать тот факт, что здесь имеет место фундаментальное изменение обстоятельств, лишившее всяческого смысла реализацию договоренностей с украинской стороной».

Вердикт арбитражного суда Стокгольма

На разрыв соглашений с Украиной российскую компанию вынудил пойти вердикт Стокгольмского арбитражного суда по контракту, предусматривающему транзит «голубого» топлива. Это совершенно четко дал понять на днях г-н Миллер.

«Арбитры международной судебной инстанции руководствовались двойными стандартами, и в результате мы говорим сегодня о принятии асимметричного решения по контрактам на транзит и на поставку, – подчеркнул председатель правления «Газпрома». – Это в значительной степени нарушает баланс интересов, делая крайне невыгодным и нецелесообразным с экономической точки зрения продолжение действия соглашений».

Фактически арбитры Стокгольма обязали российский «Газпром» обеспечивать ежегодную прокачку через украинскую территорию объема в 110 миллиардов кубометров газа. Именно такая цифра фигурировала, как известно, в контракте, однако, какие-либо штрафные санкции за нарушение в бумагах отсутствуют.

Арбитражный суд в 10 раз уменьшил при этом объем топлива, который украинская сторона обязана была в свою очередь приобретать по схеме «бери или плати». Объем сократили с 40 до четырех миллиардов «кубов» в год.

«Газпром» в результате должен заплатить «Нафтогазу Украины» сумму в 2,56 миллиарда долларов за прокачку меньшего объема сырья в течение 2009–2017 годов. В ближайшие два года до момента истечения срока контрактов газовая монополия России должна будет обеспечить выплату еще по 2,35 миллиарда за транзит, причем независимо от того, сколько «Газпром» прокачает.

Читайте также: «Газпром» оспорил вердикт арбитража Стокгольма по делу о поставке газа

 

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *