Почему роман Ахматовой и Модильяни вошел в историю

19:04, 02 Янв, 2021

Ахматова и Модильяни — роман начала прошлого века до сих пор волнует биографов. Обе артистические натуры оставили глубокий след в истории: Анна стала символом поэзии Серебряного века, а Амедео ввел новый формат портретной живописи. Оба они были новаторами, искренне верившими в силу искусства, возможно, поэтому их роман был бурным, но очень коротким.

Роман юной российской красавицы и пылкого итальянца длился недолго — уж слишком яркими были Ахматова и Модильяни. Близкие отношения не затянулись надолго, но пара жарких месяцев навсегда запомнилась молодой поэтессе, оставив след в ее творчестве и мемуарах на склоне лет.

Встреча Ахматовой и Модильяни началась с конфуза

Повстречались молодые дарования в Париже — в 1906 году этот город примагничивал к себе европейский креатив. Бульвар Монпарнас и Латинский квартал кишели знаменитостями (тогда только начинавшими свой путь в искусстве), поэтому Анна Ахматова и ее новоиспеченный муж Николай Гумилев выбрали Париж для своего медового месяца. Обоим было по двадцать лет, жизнь открывалась в новой, доселе неизведанной перспективе.

Ахматова, прекрасно говорившая по-французски, поразила весь город своей образованностью и царственностью — неудивительно, что молодой художник Модильяни пал к ее ногам, попросив позировать для портрета. Это и стало началом их любовной истории — замужняя Ахматова недолго размышляла, изменить ли ей мужу.

Итальянцу в те поры было 24 года, и был он чертовски обаятелен и амбициозен. В своих мемуарах на склоне лет поэтесса вспоминала, что Модильяни поразил ее безвкусицей в одежде, но безупречным стилем в общении. Примечательно, что такой диссонанс при первой встрече никак не обеспокоил нагловатого итальянца. Так что после ни к чему не обязывающей светской болтовни Ахматова даже зауважала Амедео. Сеансы портрета быстро пролетели, а вскоре Анна с рогатым супругом вернулись в родной Петербург.

Командировка мужа Ахматовой бросила ее в объятия Модильяни

Вскоре Гумилёв оставляет красавицу жену и уезжает на полгода в свое знаменитое путешествие в Африку. Модильяни, который все это время держал руку на пульсе их любви, забрасывает ее признаниями в любви и умоляет хотя об одном свидании.

Повод появляется скоро: по возвращении из командировки Гумилев и Ахматова начинают понимать, что жить вместе они вряд ли смогут. Порывистая поэтессе берет и сбегает к любовнику в Париж. По приезде она поражается метаморфозе, произошедшей с Модильяни: за каких-то полгода тот сумел опуститься почти на дно. Художник стал нищим, якшался с отбросами общества, пил.

Но даже в образе алкоголика и наркомана Модильяни нравился Ахматовой — его умение плевать на мнение общества восхищало поэтессу, питало ее поэтический дух. Вместе они провели три страстных месяца. Поскольку денег ни у кого из них не было, любовники просто прогуливались по улицам Парижа и проводили время в комнатке, снятой Анной. Старая схема «с милым рай и в шалаше» работала, но недолго. В наследство от этой связи миру осталось пару портретов женщины, имеющих некое сходство с Ахматовой. Но поскольку Амедео писал женщин довольно однообразно, точно этого не знает ни один биограф или искусствовед.

Пылкий роман сошел на нет, и порывистой Анне захотелось привычного комфорта и оседлой жизни — она возвращается к мужу в Петербург.

Модильяни и Ахматова: был ли роман?

Пылкий увлекающийся итальянец быстро переключился: на его жизненном пути встретилась коллега. Французская художница Жанна Эбютерн быстро родила Модильяни дочь и любила мужа со всеми его недостатками. Она так вросла в Модильяни, что его смерть от простуды поставила крест и на ее жизни. Эбютерн, будучи беременной, обезумела от горя и сиганула с пятого этажа.

О смерти Модильяни Ахматова узнала случайно — из крохотного некролога в журнале об искусстве от января 1920 года. Как водится в мире искусства, художник должен умереть, чтобы прославиться. Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его ухода.

Анна Ахматова выждала полвека, чтобы рассказать миру о своем романе с великим: «Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной». После того, как умерли все свидетели их романа (именно так видела эти отношения Ахматова по прошествии лет), Анна больше не отрицала своей любви к итальянцу Амадео.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *