Пошлины не испугали металлургов, или Почему протекционизм может сыграть им на руку
Владелец компании «Северсталь» Алексей Мордашов еще в 2013 году предрекал, что без баланса спроса и предложения, а также без оптимизации производственных мощностей металлургическая отрасль России столкнется в будущем в лучшем случае с ожесточенной борьбой за выживание. Эксперт указывал при этом на тот факт, что основную проблему металлургии в глобальном ее понимании представляет избыток мощностей.
Специалист предупреждал тогда, что без решения этой актуальной проблемы отрасль рискует пережить кризис, который можно будет сравнить с началом 2000-х, когда банкротами стали не менее четвертой части металлургических предприятий Соединенных Штатов.
Алексей Мордашов, руководивший в 2012 году крупнейшей мировой ассоциацией производителей стали, выступил с инициативой о проведении переговоров с участием всех «игроков» металлургического рынка, указав на необходимость принятия решения о том, как уменьшить предложение.
Профицит стали, однако, остался, и с целью сохранения прибыльности своих компаний, власти ряда государств начали активно прибегать к такому методу как нетарифное регулирование.
Старт борьбы
В Евросоюзе, Штатах, Турции и в некоторых других странах мира провели в свое время огромное множество антидемпинговых расследований, затронувших стальной прокат из КНР, Японии, Бразилии, Кореи и Российской Федерации. За этим последовало повышение антидемпинговых пошлин для стали российского производства. В общей сложности в отношении наших металлов по всему миру действуют сегодня свыше 30 ограничений – признают факт сами металлурги.
«Торговые ограничения выступили в качестве нерыночного ответа ряда государств на изменения, произошедшие в отрасли», – констатировал вице-президент по продажам НЛМК Илья Гущин.
Венец протекционизма – это указ американского лидера Дональда Трампа о введении с 23 марта 2018-го 25-процентных ввозных пошлин на сталь и 10-процентных – на алюминий. В решении президента США есть некоторые исключения, вот только на металлургические предприятия из России они не распространяются.
Стальные цепочки
Предприятия черной металлургии России демонстрируют производство в пределах 71 миллиона тонн продукции в год. По словам профессора кафедры промышленного менеджмента НИТУ «МИСиС» Игоря Рожкова, это в два раза меньше, чем было в советские времена.
Отраслевая ассоциация «Русская сталь» приводит в свою очередь данные, согласно которым производство нашей страны в 2016-м находилось на уровне 69,6 миллиона, а потребление – на отметке в 38,4 миллиона тонн. На экспорт отправили при этом 29,6 миллиона, а импортировали – в пределах 4,2 миллиона тонн стальной продукции, не производимой на территории России.
За прошлый год экспортный рынок четырех крупнейших в России металлургов – «Северстали», ММК, Evraz и НЛМК – вышел на выручку в размере 16,3 миллиарда долларов (45 процентов). Уточним, что Evraz и НЛМК большую часть своей выручки получают на зарубежных рынках – это 53 и 57 процентов соответственно.
Основными рынками для экспорта являются сегодня США, Европа и Азия. Обусловлено это не только контрактными обязательствами, а и технологическими цепочками, успешно выстроенными отечественными металлургами в начале 2000-х годов. НЛМК, например, обеспечивает поставки своим предприятиям в Америке и Европе полуфабрикатов (слябов) с целью производства там горячекатаного и толстолистового проката. Evraz в свою очередь поставляет сталь в Соединенным Штатам для производства на собственных местных предприятиях рельсов и труб. ММК сталь за границу практически не поставляет: по результатам минувшего года у комбината только 23 процента выручки пришло от экспорта, а отгрузки в Америку отсутствовали вообще.
Россия представляет собой третьего крупнейшего в мире экспортера стали после КНР и Японии. Доля наших металлургов в глобальном экспорте достигает семи процентов. Японцы экспортируют девять процентов – 42,6 миллиона тонн.
Китай производит, потребляет и отправляет на экспорт стали больше всех. В 2016 году из общемирового производства этой продукции на КНР пришлось 50 процентов – 815 миллионов тонн. Большую часть стали республика оставила себе, а 109,02 миллиона тонн было отправлено на экспорт. Речь идет о 23-х процентах от всего экспорта по миру. Приоритетными для китайцев рынками являются сегодня Америка и Европа.
Читайте также: Российская металлургия выбилась в промышленные лидеры