Перевалка угля дешевеет – тарифы снижаются из-за слабого спроса

Ситуация на российском рынке перевалки угля продолжает ухудшаться: тарифы падают на фоне слабого внешнего спроса и растущих складских излишков. Портовые терминалы перегружены — по оценкам участников отрасли, запасы на складах достигли почти 50 млн тонн, что составляет около 25% от общего объема экспорта угля в 2024 г. В таких условиях многие стивидорные компании работают фактически на грани рентабельности, сообщает kommersant.ru.
Уголь накапливается в портах
Согласно исследованию NEFT Research, в июне стоимость перевалки снизилась как по сравнению с маем, так и в годовом выражении. В зависимости от порта тарифы опустились до 9,2–13 долларов за тонну, что на 7–18% меньше, чем в предыдущем месяце, и почти на 50% ниже прошлогодних значений. Это стало самым резким падением ставок с апреля. В июле участники рынка не ожидают разворота тренда: тарифы продолжают снижаться, в отдельных случаях достигая уровня 5–10 долларов за тонну — близкого к себестоимости.
Читайте по теме: добыча угля в России за 5 месяцев снизилась на 1 млн тонн
Проблема связана не только с падением цен на уголь, но и с нарушенной логистикой. Убыточность текущих поставок, перегруженные склады и недостаточная загрузка мощностей создают дополнительное давление. В мае экспортные перевозки энергетического угля из России по ряду направлений сократились более чем на 50%. Это, в свою очередь, усугубило и без того неблагоприятную ситуацию в портах.
По данным Росстата, почти две трети российских угледобывающих компаний за первые 4 месяца 2025 г. работали с убытками. Отрасль оказалась под двойным ударом: мировые цены на уголь продолжают снижаться — с начала года падение составило до 20%, а ограничения со стороны железнодорожных операторов затрудняют вывоз продукции.
В крупнейших терминалах фиксируется рост запасов угля на 20–25% выше средних значений. Аналитики считают, что при сохранении текущих темпов перевалки избыток не будет ликвидирован ни в третьем, ни, возможно, в IV квартале. Складская перегрузка, по данным НКР, уже достигла 15–20% от мощностей.
Перспективы поставок угля
Некоторые надежды связаны с экспортом в азиатском направлении. Порты Дальнего Востока, особенно в Хабаровском крае, демонстрируют лучшую логистическую доступность и остаются предпочтительным маршрутом, особенно по сравнению с Приморьем, где транспортная инфраструктура испытывает перегрузки. Кроме того, на фоне ожидаемой жары в Китае в июле прогнозируется рост энергопотребления, что может поддержать спрос на угольную генерацию. В КНР также стартовали экологические проверки в угольной провинции Шаньси, что приведет к временным остановкам добычи и, возможно, увеличит потребность в импорте.
Частичное восстановление перевалки возможно за счет государственной поддержки и наращивания поставок в Индию и Юго-Восточную Азию. Однако в целом по итогам 2025 г. аналитики прогнозируют сохранение негативной динамики. Без существенного повышения мировых цен и снятия логистических ограничений рассчитывать на разворот тренда в ближайшее время не приходится.
Ранее на pronedra.ru писали, что Россия нарастила экспорт угля за счет сокращения поставок из Индонезии