Перевалка угля дешевеет – тарифы снижаются из-за слабого спроса

16:08, 03 Июл, 2025
Татьяна Арестова
Уголь в порту
Иллюстрация: pronedra.ru

Ситуация на российском рынке перевалки угля продолжает ухудшаться: тарифы падают на фоне слабого внешнего спроса и растущих складских излишков. Портовые терминалы перегружены — по оценкам участников отрасли, запасы на складах достигли почти 50 млн тонн, что составляет около 25% от общего объема экспорта угля в 2024 г. В таких условиях многие стивидорные компании работают фактически на грани рентабельности, сообщает kommersant.ru.

Уголь накапливается в портах

Согласно исследованию NEFT Research, в июне стоимость перевалки снизилась как по сравнению с маем, так и в годовом выражении. В зависимости от порта тарифы опустились до 9,2–13 долларов за тонну, что на 7–18% меньше, чем в предыдущем месяце, и почти на 50% ниже прошлогодних значений. Это стало самым резким падением ставок с апреля. В июле участники рынка не ожидают разворота тренда: тарифы продолжают снижаться, в отдельных случаях достигая уровня 5–10 долларов за тонну — близкого к себестоимости.

Читайте по теме: добыча угля в России за 5 месяцев снизилась на 1 млн тонн

Проблема связана не только с падением цен на уголь, но и с нарушенной логистикой. Убыточность текущих поставок, перегруженные склады и недостаточная загрузка мощностей создают дополнительное давление. В мае экспортные перевозки энергетического угля из России по ряду направлений сократились более чем на 50%. Это, в свою очередь, усугубило и без того неблагоприятную ситуацию в портах.

По данным Росстата, почти две трети российских угледобывающих компаний за первые 4 месяца 2025 г. работали с убытками. Отрасль оказалась под двойным ударом: мировые цены на уголь продолжают снижаться — с начала года падение составило до 20%, а ограничения со стороны железнодорожных операторов затрудняют вывоз продукции.

В крупнейших терминалах фиксируется рост запасов угля на 20–25% выше средних значений. Аналитики считают, что при сохранении текущих темпов перевалки избыток не будет ликвидирован ни в третьем, ни, возможно, в IV квартале. Складская перегрузка, по данным НКР, уже достигла 15–20% от мощностей.

Перспективы поставок угля

Некоторые надежды связаны с экспортом в азиатском направлении. Порты Дальнего Востока, особенно в Хабаровском крае, демонстрируют лучшую логистическую доступность и остаются предпочтительным маршрутом, особенно по сравнению с Приморьем, где транспортная инфраструктура испытывает перегрузки. Кроме того, на фоне ожидаемой жары в Китае в июле прогнозируется рост энергопотребления, что может поддержать спрос на угольную генерацию. В КНР также стартовали экологические проверки в угольной провинции Шаньси, что приведет к временным остановкам добычи и, возможно, увеличит потребность в импорте.

Частичное восстановление перевалки возможно за счет государственной поддержки и наращивания поставок в Индию и Юго-Восточную Азию. Однако в целом по итогам 2025 г. аналитики прогнозируют сохранение негативной динамики. Без существенного повышения мировых цен и снятия логистических ограничений рассчитывать на разворот тренда в ближайшее время не приходится.

Ранее на pronedra.ru писали, что Россия нарастила экспорт угля за счет сокращения поставок из Индонезии

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *